Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Первый советский реактивный пассажирский авиалайнер Ту-104. Досье

17 июня 2015, 9:00 UTC+3
За 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров, проведя в воздухе 2 млн летных часов и выполнив 600 тысяч полетов
Материал из 1 страницы
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_2045176.stepNow *12 +1}} - 4 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_2045176.sliderLength-1}}
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год
© Фотохроника ТАСС
На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету, 1958 год
На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету, 1958 год
На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету, 1958 год
© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков
Пассажирский самолет "Ту-104" в полете, 1961 год
Пассажирский самолет "Ту-104" в полете, 1961 год
Пассажирский самолет "Ту-104" в полете, 1961 год
© Фотохроника ТАСС/ Борис Вдовенко
Реактивный пассажирский самолет "Ту-104" с бортовым номером 5412 на вечной стоянке во внуковском аэропорту
Реактивный пассажирский самолет "Ту-104" с бортовым номером 5412 на вечной стоянке во внуковском аэропорту
Реактивный пассажирский самолет "Ту-104" с бортовым номером 5412 на вечной стоянке во внуковском аэропорту
© Фотохроника ТАСС/Борис Корзин
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_2045176'].sliderLength - 1}}
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_2045176'].sliderLength - 1}}
+
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год
© Фотохроника ТАСС
На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету, 1958 год
© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков
Пассажирский самолет "Ту-104" в полете, 1961 год
© Фотохроника ТАСС/ Борис Вдовенко
Реактивный пассажирский самолет "Ту-104" с бортовым номером 5412 на вечной стоянке во внуковском аэропорту
© Фотохроника ТАСС/Борис Корзин

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет, семейство узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров. Разработан в первой половине 1950-х гг. в конструкторском бюро (КБ) московского авиационного завода номер 156 (ныне КБ ОАО "Туполев" в составе Объединенной авиастроительной корпорации) на базе бомбардировщика Ту-16. Генеральный конструктор - Андрей Туполев, главный конструктор - Дмитрий Марков.

Первый полет опытный экземпляр Ту-104 совершил 17 июня 1955 г. с экипажем под руководством летчика-испытателя Юрия Алашеева. Первый регулярный рейс с пассажирами состоялся 15 сентября 1956 г. Самолет серийно строился в 1956-1960 гг. на авиационных заводах номер 135 (ныне - Харьковское государственное авиационное предприятие, Украина), 166 (ныне - производственное объединение "Полет", Омск) и 22 (ныне - ОАО "Казанское авиационное производственное объединение", Казань). Всего была построена 201 машина, большинство из них эксплуатировались "Аэрофлотом", шесть самолетов Ту-104А были поставлены в Чехословакию для работы в парке национального авиаперевозчика CSA Ceskoslovenske Aerolinie (ЧСА, "Ческословенске аэролиние").

Самолет построен по аэродинамической схеме двухмоторного низкоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с расположением двух турбореактивных двигателей в корне крыла. Взлетная масса (здесь и далее - базовой модификации Ту-104 с двигателями АМ-3) - 75,5 т, размах крыла - 34,5 м, длина - 38,8 м, высота - 11,9 м. Экипаж - 5 человек, пассажировместимость - 50 человек. Практическая дальность - до 2 тыс. 750 км. Крейсерская скорость - 850 км/ч (максимальная - 950 км/ч).

Было создано порядка 20 модификаций лайнера. Среди них серийные 50-местный (Ту-104), 70-местный (Ту-104А), 100-местный (Ту-104Б) и 115-местный (Ту-104В-115) варианты, опытные модификации, летающая лаборатория для подготовки космонавтов при воздействии невесомости (Ту-104АК), штурманский учебный самолет (Ту-104Ш), "ретранслятор" для испытаний сверхзвукового лайнера Ту-144, четырехдвигательная экспортная модификация (Ту-110, программа была свернута из-за отсутствия заказов, 4 построенных машины использовались как летающие лаборатории), опытный военно-транспортный самолет Ту-107 и другие.

За создание Ту-104 в 1957 г. авиаконструкторы Андрей Туполев, Александр Архангельский, Николай Базенков, Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Бонин, Александр Стерлин, Леонид Кербер, Курт Минкнер и Алексей Черемухин были удостоены Ленинской премии.

В 1956-1958 гг. Ту-104 являлся единственным эксплуатировавшимся реактивным авиалайнером в мире. В 1960 г. лайнеры этого типа выполнили треть пассажирских авиаперевозок в СССР. Всего, по данным производителя, за 23 года эксплуатации парк самолетов Ту-104 перевез около 100 млн пассажиров, проведя в воздухе 2 млн летных часов и выполнив 600 тыс. полетов.

За годы эксплуатации в серьезных авариях и катастрофах потеряны 37 единиц Ту-104 (18% от общего числа выпущенных). "Аэрофлот" прекратил эксплуатировать лайнер в 1979 г., полеты принадлежавших Министерству обороны СССР Ту-104 были прекращены в 1981 г. после катастрофы под Ленинградом, в которой погиб командный состав Тихоокеанского флота. Последний зафиксированный полет лайнера состоялся 11 ноября 1986 г., когда один из сохранившихся в летном состоянии Ту-104А (регистрационный номер СССР-42322) перегнали на стоянку в музей Гражданского воздушного флота СССР, ныне - Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (Ульяновск).

В настоящее время 10 экземпляров Ту-104 разных модификаций установлены в качестве самолетов-памятников или музейных экспонатов на въезде в московский аэропорт Внуково, в подмосковном Монино, Самаре, Ульяновске и Рыбинске. Два музейных экземпляра имеются на Украине (Киев, Харьков), еще три - в Чехии (Прага, Зруч, Петровице). 7 экземпляров разной степени сохранности находятся в Щелково, Жуковском, Бердске, Омске, Томске, с. Смольки Нижегородской обл. и Житомире (Украина).

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама