Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Советский авиаконструктор Павел Сухой. Досье

21 июля 2015, 16:41 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Белоруссии), в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны Гисич.

В 1905-1914 годах учился в Гомельской мужской гимназии, окончил ее с серебряной медалью.

В сентябре 1914 года переехал в Москву, поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В 1916 году был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. В марте 1918 года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в ИМТУ, работа которого была временно приостановлена. В связи с этим в ноябре уехал преподавать математику в город Лунинец в Западной Белоруссии.

С мая 1919 по 1920 год - преподаватель математики в школе для детей железнодорожников в Гомеле (Белорусская ССР), которой заведовал его отец.

В 1920 году продолжил учебу в Московском высшем техническом училище (новое название ИМТУ), которое закончил в 1925 году, защитив дипломный проект на тему "Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил". Работа была подготовлена под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС ("Авиация, гидроавиация, опытное строительство") Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

С октября 1930 по май 1932 года - руководитель бригады номер 4 АГОС ЦАГИ.

С мая 1932 по май 1936 года - руководитель бригады номер 3 ("Легкие самолеты") конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае 1936 года стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939 году КОСОС и ЗОК были выделены из ЦАГИ и переведены в Харьков на авиазавод 135.

С февраля 1939 по апрель 1940 года - главный конструктор ОКБ-135 (Харьков).

13 сентября 1940 года получил степень доктора технических наук.

С апреля 1940 по ноябрь 1949 года - главный конструктор КБ авиазавода 289, базировавшегося на ряде предприятий в Москве и Подмосковье. С ноября 1940 года занимал также должность директора этих предприятий. Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации в Молотове (ныне - Пермь), после войны размещен в городе Тушино (ныне - район Москвы). В 1949 году КБ было ликвидировано после потери в испытательном полете опытного истребителя-перехватчика Су-15 (это же название впоследствии получил другой самолет, разработанный коллективом под руководством Сухого в начале 1960-х годов.).

В 1949-1953 годах работал на должности главного конструктора в КБ Андрея Туполева.

В 1953-1956 годах - главный конструктор, с 1956 года - генеральный конструктор воссозданного КБ (в феврале 1954 года бюро получило номер 51 в системе Минавиапрома СССР).

Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3 "Пролетарий" (первый полет в 1925 году), ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930), Р-7 (1930). Под общим руководством Андрея Туполева Сухой работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935), самолетами АНТ-25 (РД, "Рекорд дальности", 1933) и АНТ-37- бис "Родина" (1938). Принимал участие в конкурсной разработке самолета под шифром "Иванов" - проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). После Великой Отечественной войны под руководством Павла Сухого разработан ряд серийных реактивных боевых машин: сверхзвуковой истребитель Су-7 (1955), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 (1970), штурмовик Су-25 (1975) и другие. Руководил началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27 (1977).

В 1958-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Скончался 15 сентября 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий. Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и других. Награжден золотой медалью им. А.Н. Туполева номер 001 (1975, посмертно).

Был женат на Софье Феликсовне Сухой (в девичестве Тенчинская, 1895-1982). Дети - Ирина (1925-2009) и Дмитрий (1932-2000).

В марте 1977 года имя Павла Сухого было присвоено КБ, в котором он работал (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого"). В декабре того же года был открыт памятник авиаконструктору в Гомеле. В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в городе Глубокое, где в 1985 году создан музей П.О. Сухого и установлен самолет-памятник Су-17М. Мемориальная доска установлена в Москве по адресу Ленинский проспект, д. 7, где авиаконструктор проживал в 1947-1965 годах. В 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Павла Сухого его имя было присвоено Гомельскому государственному техническому университету (Белоруссия). 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама