Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Российский авиаконструктор Генрих Новожилов. Биография

26 октября 2015, 12:15 UTC+3
Материал из 1 страницы

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/.

Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 г. в Москве в семье военных. Отец Василий Васильевич Соколов (1900-1987) был военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова (1901-1979) - военнослужащей. С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 г. повредил ногу и перенес несколько операций. В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил 9 классов средней школы.

В августе 1942 г. вернулся в Москву и был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ; ныне имеет статус национального исследовательского университета). В 1943 г. зачислен студентом самолетостроительного факультета МАИ. Окончил вуз в 1949 г.

Академик Академии наук (АН) СССР, затем РАН (избран в 1984 г.). Доктор технических наук (1975), профессор.

С 1948 г. проходил преддипломную практику в ОКБ при заводе номер 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил авиаконструктор Сергей Ильюшин. В 1966 г. ОКБ-240 было преобразовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Стрела", с 1977 г. - ММЗ им. С.В. Ильюшина, с декабря 1991 г. - ОАО им. С.В. Ильюшина, с 1994 г. по н.в. - ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил"). После окончания МАИ в 1949 г. получил распределение на это предприятие.

Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14, штурмовика Ил-40, реактивного бомбардировщика Ил-46. Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54.

С 1956 г. по 1958 г. избирался секретарем парткома предприятия.

В 1958 г. был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию.

С 1964 г. занимал должность главного конструктора и первого заместителя генерального конструктора Сергея Ильюшина. Работал над проектом по созданию и запуском в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62.

В июле 1970 г. по рекомендации Сергея Ильюшина, ушедшего на пенсию по состоянию здоровья, Генрих Новожилов был назначен Советом министров СССР генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия.

Под руководством Генриха Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76. Впоследствии на его базе спроектированы военно-транспортные самолеты Ил-76МФ и Ил-76МД; Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости; летающий госпиталь Ил-76МД "Скальпель" и др. Авиаконструктор руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. При участии Новожилова были созданы Ил-96МО (опытный самолет с американскими двигателями и оборудованием) и Ил-96Т (грузовой), Ил-103 (легкий многоцелевой), Ил-114, Ил-114-100.

В декабре 2005 г. в возрасте 80-ти лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С 2006 г. по н.в. он занимает должность главного советника по науке генерального директора - генерального конструктора ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина".

Входит в редакционный совет национального авиационного журнала "Крылья Родины".

Являлся членом ВКП(б), затем КПСС (1951-1991). Избирался депутатом Верховного совета СССР (1974-1989), народным депутатом СССР (1989-1991). Входил в состав Госкомитета обороны и госбезопасности ВС СССР.

Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном г. Жуковском. В 1992 г. авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке "Мосаэрошоу", с которой и ведет историю МАКС.

Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Лауреат Ленинской премии (1970; за создание дальнемагистрального самолета Ил-62), премии правительства РФ 2005 г. в области науки и техники (2006; "за комплексные экспериментальные исследования моделей летательных аппаратов различного назначения в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128").

Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами "Знак Почета" (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки "Мосаэрошоу-92"), "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (2000, 1995). А также многими медалями, в их числе "Серп и молот" (1971, 1981), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.

Имеет золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; "за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники") - награда АН СССР. 20 октября 2014 г. в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2013 г. ("за личный вклад в развитие авиационной промышленности").

Почетный авиастроитель (1983), заслуженный конструктор РФ (2005).

Автор научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами. Написал книгу "О себе и самолетах" (вышла в 2011 г. тиражом всего 500 экземпляров).

Супруга - Людмила Ивановна Новожилова (Лисина; род. в 1933 г.), филолог. Сын - Сергей (род. в 1967 г.), авиаинженер. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама