Boeing 737 в гражданской авиации РФ. Досье

Юрий Смитюк/ ТАСС

Межгосударственный авиационный комитет объявил об отзыве сертификата типа у всех авиалайнеров Boeing-737 в РФ до получения уведомления от авиавластей РФ и США о летной годности

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 ноября 2015 г. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил об отзыве сертификата типа у всех авиалайнеров Boeing-737 в РФ до получения уведомления от авиавластей РФ и США о летной годности.

Boeing 737 - семейство узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолетов. Разработаны в США корпорацией Boeing, производятся с 1960-х гг. по н. в. С учетом всех модификаций это самый массовый реактивный пассажирский лайнер в истории авиастроения - всего произведено более 8 тыс. самолетов различных модификаций.

Численность в РФ

В настоящее время в российских авиакомпаниях эксплуатируются 147 самолетов Boeing 737 различных модификаций (Classic и NG). Это второй по распространенности самолет после Airbus A320 и его модификаций A319 и A321.

Первый в России

Первым самолетом этого типа в парке российской авиакомпании стал лайнер Boeing 737-200 с регистрационным номером RA-73000 (позднее - EI-CLN, VP-BTA), который пополнил парк "Трансаэро" 5 марта 1993 г. 16 апреля 1993 г. этот самолет выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Сочи - Москва. Машина была выпущена в 1977 г. и до передачи "Трансаэро" в 1993 г. эксплуатировалась авиакомпанией Luxair из Люксембурга.

30 апреля 1997 г. "Аэрофлот" первым из российских авиаперевозчиков разместил заказ на поставку десяти новых самолетов данного типа (модификации Boeing 737-400).

Активный рост количества 737-х "боингов" в самолетных парках авиакомпаний РФ начался после 2000 г., по мере того как из флотов выводились старые советские авиалайнеры.

Крупные эксплуатанты

В настоящее время крупнейший эксплуатант 737-х "боингов" в РФ - авиакомпания UTair (50 экземпляров), за ней следуют Orenair (16 экземпляров), S7 (Глобус", 13 экземпляров)"Аэрофлот" и "Победа" (по 12 экземпляров).

Кроме 147 самолетов в действующих авиакомпаниях, еще 52 Boeing 737 были в парке компании "Трансаэро", которая являлась крупнейшим в РФ эксплуатантом самолетов этого типа. Однако в конце октября 2015 г. эта авиакомпания прекратила перевозки после аннулирования Росавиацией ее сертификата эксплуатанта.

Катастрофы в РФ

За время эксплуатации Boeing 737 в России с самолетами этого типа произошло две катастрофы, в которых погибли 138 человек.

14 сентября 2008 г. Boeing 737-500 (регистрационный номер VP-BKO) российской авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший совместный с материнской компанией "Аэрофлот" рейс SU821 по маршруту Москва - Пермь, при заходе на посадку перевернулся через левое крыло, резко снизился, столкнулся с землей и полностью разрушился в 11 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения, в районе железнодорожного перегона Пермь II - Бахаревка. Погибли 88 человек: шесть членов экипажа и 82 пассажира (в их числе - советник президента РФ генерал-полковник Геннадий Трошев). Причиной крушения стала потеря пространственной ориентации командиром воздушного судна, пилотировавшим самолет в условиях облачности, системной причиной ЧП комиссия МАК назвала недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации Boeing 737 в авиакомпании. С 1 декабря 2009 г. перевозчик "Аэрофлот-Норд" сменил название на "Нордавиа - региональные авиалинии".

17 ноября 2013 г. Boeing 737-500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании "Татарстан", выполнявший регулярный рейс U9363 по маршруту Москва (Домодедово) - Казань, при посадке в аэропорту назначения потерял высоту, упал, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе погибших был сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов и глава Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) республики Александр Антонов.