30 ноября 2015, 09:51,
обновлено 4 декабря 2015, 15:13

Роль международного права в российском законодательстве. Досье

ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

Государственная дума РФ приняла закон, разрешающий Конституционному суду признавать неисполнимыми решения Европейского суда по правам человека

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 декабря 2015 г. Государственная дума РФ Госдума приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении законопроект, разрешающий Конституционному суду (КС) РФ признавать неисполнимыми решения международных судов, в том числе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в случае их противоречия российской Конституции. Авторами поправок выступили представители всех думских фракций во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным.

Общепризнанные нормы международного права

Под общепризнанными нормами международного права понимают принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека (1948), Уставе Организации Объединенных Наций (ООН; 1945), Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и других международных договорах, пактах и конвенциях.

Роль международного права в законодательстве РФ

Согласно ч. 4 ст. 15 конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются "составной частью правовой системы" страны. Международное право выступает в качестве критерия юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина РФ, кроме того оно составляет основу конституционного статуса коренных малочисленных народов России.

В случае если международный договор, ратифицированный РФ, устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры России, будучи равны по статусу федеральному закону, обладают приоритетом в применении. Межправительственные и межведомственные соглашения международного характера преимуществом по отношению к национальному закону не обладают.

Роль КС в согласовании правовых норм

Вопросы предварительного согласования национального и международного права относятся к компетенции Конституционного суда РФ, который обладает полномочиями проверять конституционность не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров (п. "г" ч. 2 ст. 125 конституции РФ). Вступление в силу для РФ и включение международного договора в правовую систему страны возможно только в случае одобрения КС РФ.

Соответствие международного права Конституции РФ

Как отмечено в комментариях к Основному закону под редакцией главы КС РФ Валерия Зорькина, Конституция занимает доминирующее положение в иерархии правовой системы России. В случае конфликта между нею и нормами международного договора первенство принадлежит Основному закону (в силу ч. 1 ст. 15). Принцип верховенства Конституции РФ был дополнительно подтвержден в постановлении КС РФ по делу К.А. Маркина от 6 декабря 2013 г. В нем было указано, что исполнение в России решений международных судов возможно только в случае их соответствия Конституции РФ и позициям Конституционного суда РФ.