30 марта 2016, 06:56

Аварии и катастрофы самолетов и вертолетов ВВС/ВКС и ВМФ России в 2015-2016 гг.

Хронология не включает боевые потери

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 30 марта при выполнении посадки на аэродром Черниговка (Черниговский район Приморского края) потерпел аварию штурмовик Су-25 ВКС России. Летчик катапультировался, его жизни и здоровью ничего не угрожает. Самолет выполнял учебно-тренировочный полет.

Согласно данным открытых источников, в 2015-2016 гг. Военно-воздушные силы (ВВС, с 1 августа 2015 г. - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России потеряли в серьезных авиационных инцидентах 12 воздушных судов (включая крушение 30 марта), при этом в шести катастрофах погибли десять человек. Хронология не включает боевые потери.

Хронология 

11 февраля 2015 г. при заходе на посадку после тренировочного полета Су-24МР ВВС РФ потерпел крушение на берегу Карповского водохранилища в 7 км от аэродрома Мариновка (Калачевский район Волгоградской обл.). Погибли летчики полковник Игорь Кукарцев и майор Анатолий Волосков. По предварительным данным, к катастрофе привел отказ системы управления самолетом.

4 июня 2015 г. истребитель МиГ-29УБ (бортовой номер "15 синий", регистрационный - RF-92191) ВВС России потерпел крушение в районе полигона Ашулук в Астраханской области. Пилоты - подполковник Виктор Тарола и капитан Алексей Титаренко катапультировались и были госпитализированы (один в крайне тяжелом состоянии, второй - в состоянии средней тяжести с черепно-мозговой травмой и переломами конечностей). Истребитель полностью разрушился; по предварительным данным, причиной аварии стал отказ техники.

4 июня 2015 г. на военном аэродроме Бутурлиновка (Воронежская область) фронтовой бомбардировщик Су-34 (бортовой номер "28 красный", регистрационный - RF-95067) 47-го отдельного смешанного авиаполка 105-й смешанной авиадивизии 1-го командования ВВС и ПВО России, выполнявший тренировочный полет, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, опрокинулся и получил повреждения. Экипаж не пострадал. По предварительным данным, у самолета не сработала тормозная парашютная система и лопнуло колесо.

8 июня 2015 г. на военном аэродроме Украинка (Амурская обл.) при взлете стратегического бомбардировщика Ту-95МС (бортовой номер "05 красный", регистрационный - RF-94181) 6952-й авиабазы ВВС России на борту самолета произошел взрыв. В результате бомбардировщик развернуло на 180 градусов, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и полностью сгорел. Погиб второй штурман Алексей Федосеев, другие шесть членов экипажа смогли покинуть самолет и остались в живых. Командир экипажа подполковник Сергей Горшнев был госпитализирован в тяжелом состоянии с ожогами около 70% тела; 7 августа 2015 г. стало известно, что он скончался. По данным Минобороны России, самолет должен был совершить плановый тренировочный полет без боекомплекта.

3 июля 2015 г. фронтовой истребитель МиГ-29 ВВС России, выполнявший учебно-тренировочный полет без боекомплекта, потерпел крушение близ хутора Нардегин в 8 км от аэродрома Кущевская в Краснодарском крае. Пилот - начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, генерал-майор Александр Берзан - успел катапультироваться и не пострадал. Воздушное судно полностью разрушилось. Причиной крушения, по предварительным данным, стал пожар двигателя.

6 июля 2015 г. фронтовой бомбардировщик Су-24М2 ВВС России, выполнявший плановый учебно-тренировочный полет с полным боекомплектом, потерпел крушение после взлета с аэродрома Хурба (Хабаровский край). Погиб экипаж - 28-летний пилот старший лейтенант Дамир Салахутдинов и 27-летний штурман старший лейтенант Александр Рагимов. Самолет полностью разрушился. По предварительным данным, причиной катастрофы стало возгорание в моторном отсеке.

14 июля 2015 г. стратегический бомбардировщик Ту-95МС (бортовой номер "77 красный", регистрационный - RF-94204) 6952-й авиабазы ВВС России при выполнении планового учебно- тренировочного полета по маршруту Украинка - Хабаровск - Украинка потерпел крушение в 30 км от пос. Литовко (Амурский район Хабаровского края). Летчики успели покинуть самолет на парашютах, воздушное судно упало в безлюдном районе. Пять из семи членов экипажа обнаружены живыми, двое погибли. Крушение произошло из-за остановки трех из четырех двигателей самолета. Полет выполнялся без боекомплекта.

2 августа 2015 г. вертолет Ми-28Н (бортовой номер "15 белый", регистрационный - RF-95316) пилотажной группы "Беркуты" ВКС России, выполнявший демонстрационный полет в рамках шоу "Авиамикс" на "Армейских международных играх - 2015", совершил жесткую посадку на полигоне Дубровичи (Рязанская область). В результате возникшего после пожара погиб пилот - подполковник Игорь Бутенко. Штурман-оператор старший лейтенант Александр Клепнов самостоятельно покинул машину и был госпитализирован с ранениями средней степени тяжести. Вероятные причины катастрофы - отказ системы гидроусиления, разрыв вала рулевого винта.

16 сентября 2015 г. на аэродроме Двоевка (близ Вязьмы, Смоленская обл.) вертолет Ми-24 378-й авиабазы армейской авиации ВКС России, который завершал плановый учебно- тренировочный полет, произвел жесткую посадку: при выполнении маневра машина накренилась на снижении и завалилась на бок. Находившиеся на борту военнослужащие остались живы, само воздушное судно получило значительные повреждения и восстановлению не подлежало.

30 октября 2015 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 морской авиации Тихоокеанского флота ВМФ РФ пропал c экранов радаров в 150 км от пос. Ключи (Камчатский край). Самолет в сложных погодных условиях возвращался на аэродром базирования Елизово после выполнения планового учебно- тренировочного полета. Вскоре в ходе поисково-спасательной операции были найдены катапультировавшиеся летчики - пилот не пострадал, штурман был травмирован, угрозы для жизни ранения не представляли. Самолет обнаружен сгоревшим.

25 января 2016 г. истребитель-перехватчик МиГ-31 ВКС РФ в ходе отработки учебно-тренировочной задачи потерпел крушение в 40 км северо-западнее г. Канск, возле дер. Хаерино Красноярского края. Оба члена экипажа успешно катапультировались и остались живы, получив ушибы. По данным Минобороны РФ, причиной крушения самолета стал отказ техники. Тренировочный полет выполнялся без боекомплекта.

29 февраля 2016 г. в районе аэродрома Буденновск Ставропольского края при выполнении планового учебно- тренировочного полета потерпел крушение штурмовик Су-25 ВКС России. Пилотировавший машину майор Александр Курикалов погиб при катапультировании. Полет выполнялся без боекомплекта, самолет упал в безлюдном районе, разрушений не было.