15 июля 2016, 15:16

Крейсер "Аврора". Досье

Крейсер "Аврора". Руслан Шамуков/ ТАСС
Крейсер "Аврора"
15 июля 2016 г. на Кронштадском морском заводе ожидается передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России крейсера "Аврора", находившегося в ремонте с сентября 2014 г.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 15 июля 2016 г. на Кронштадском морском заводе ожидается передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России крейсера "Аврора", находившегося в ремонте с сентября 2014 г. В ночь на 16 июля крейсер будет отбуксирован по Неве и вновь займет свое место на мемориальной стоянке у Петроградской набережной Санкт-Петербурга.

Ордена Октябрьской революции Краснознаменный крейсер 1-го ранга "Аврора" (тип "Диана") - корабль номер один ВМФ России, один из символов Октябрьской революции 1917 г. и города Санкт-Петербурга. В настоящее время - несамоходное стоечное судно в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX - начала XX вв.

История строительства и ввода в строй

Строительство крейсера велось в рамках судостроительной программы Русского императорского флота 1881-1901 гг. и принятых в нее поправок в 1890-х гг., предусматривавших ускоренное развитие Балтийского флота для противодействия усилению военно-морских сил Германии. Крейсер "Аврора" был третьим и последним кораблем типа "Диана", название кораблю 12 апреля 1897 г. выбрал император Николай II. Ранее в 1835-1861 гг. имя "Аврора" в честь древнеримской богини утренней зари носил русский парусный фрегат.

Крейсер заложен на судоверфи "Новое адмиралтейство" (ныне - "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург) 4 июня 1897 г., спущен на воду 24 мая 1900 г. и достраивался на плаву в течение трех лет из-за необходимости устранения конструктивных недостатков, обнаруженных на первых двух кораблях серии - "Диана" и "Паллада". В июне 1903 г. "Аврора" вошла в состав русского флота.

Тактико-технические характеристики

- Длина корабля - 126,7 м;

- ширина - 16,8 м;

- полное водоизмещение - 6 тыс. 731 т;

- осадка - 6,4 м;

- три паровые машины суммарной мощностью 11 тыс. 600 лошадиных сил позволяли кораблю развивать скорость в 19,2 узла (35,5 км/ч);

- экипаж - 570 человек, из них 20 - офицеры;

- вооружение первоначально состояло из восьми орудий калибра 152 мм, 24 противоминных орудий калибра 75-мм, восьми одноствольных орудий системы Гочкиса калибра 37 мм, двух десантных пушек Барановского калибра 63,5-мм, трех торпедных аппаратов (одного надводного и двух подводных).

История службы

Боевое крещение "Аврора" получила во время Русско-японской войны - она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на "Авроре" были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел "Авроры" стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить "Аврору" как учебный корабль. В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия "Авроры" приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

Учебная база и корабль-музей

В октябре 1948 г. "Аврору" после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.

В первой половине 1980-х гг. корпус "Авроры" пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.

В 1990-х - 2000-х гг. музей на крейсере "Аврора" ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции - 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.

1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ Анатолия Сердюкова был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. "Аврора" была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства "Центральный Военно-морской музей" Министерства обороны в качестве филиала.

Ремонт и реконструкция 2010-х гг.

В феврале 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение о реконструкции корабля и своим распоряжением 1 июля того же года вернул его в состав флота в качестве "несамоходного стоечного судна", включив в соединение строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Сначала предполагалось, что работы начнутся осенью 2013 г., но корабль закрылся для посетителей только 10 сентября 2014 г.

21 сентября 2014 г. крейсер был отбуксирован на ремонт в Кронштадтский морской завод. Существовал проект восстановления мореходности корабля, однако от него пришлось отказаться из-за высокой стоимости работ (7-8 млрд руб.). Стоимость не связанных с восстановлением мореходности реставрационных работ первоначально оценивалась в 400 млн рублей, вернуться же на Петроградскую набережную крейсер должен был весной 2015 г. В итоге работы затянулись до лета 2016 г., а их стоимость попечительский совет корабля (создан летом 2015 г. по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко) оценил в 840 млн руб.

Ремонт включал обновление конструкций корабля и модернизацию его систем безопасности и пожаротушения. В частности, на "Авроре" была установлена новейшая отечественная система пожаротушения "водяной туман" (обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой под высоким давлением). Новая система видеонаблюдения из 52 камер почти полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль. Были обновлены исторические детали, в том числе палуба из тикового дерева, расширена музейная экспозиция и изменен ее характер: если раньше музей рассказывал об "Авроре" в первую очередь как о крейсере Октябрьской революции, то теперь он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 гг, Первой мировой и Великой Отечественной.

Корму "Авроры" украсит новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных сил РФ. В ремонте, модернизации и реставрации крейсера были задействованы 17 предприятий. Часть работ по реконструкции крейсера будет продолжена после возвращения корабля на стоянку у набережной - так, к 30 сентября 2016 г. на "Авроре" собираются восстановить медицинский блок, в котором весной 1905 г. впервые в мире было применено рентгеновское оборудование для обследования раненых в корабельных условиях.

1 июля 2016 г. Полтавченко сообщил, что пристань "Авроры" - 127-метровый участок набережной Невы и Большой Невки - предоставлена городом на 99 лет в безвозмездное пользование Центральному военно-морскому музею Минобороны РФ.

31 июля 2016 г., в день 320-летия ВМФ России, на крейсере планируется открытие обновленной музейной экспозиции.

В искусстве, нумизматике

На корабле снимались эпизоды кинофильма "Крейсер "Варяг" (1946, режиссер Виктор Эйсымонт). О нем снят мультипликационный фильм "Аврора" (1973, Роман Качанов), в котором впервые прозвучала песня "Что тебе снится, крейсер Аврора..." (слова Михаила Матусовского, музыка Владимира Шаинского).

В разные годы изображение "Авроры" появлялось на почтовых марках разных стран, а в 1967 г. - на советских юбилейных монетах номиналом 10, 15 и 20 коп.

Другие броненосцы

К настоящему времени во всем мире сохранилось только четыре броненосца конца XIX - начала XX вв.: российский "Аврора", флагман японского флота во время Цусимского сражения - "Микаса", американский броненосец "Олимпия" и греческий корабль "Георгиос Авероф". Ни один из них не является мореходным.