3 октября 2016, 18:33
Кризис в Сирии

Инициативы России и США по урегулированию сирийского конфликта

Валерий Шарифулин/ ТАСС

3 октября Вашингтон приостановил контакты с Москвой по Сирии

ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. 3 октября 2016 г. руководитель пресс-службы Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что Соединенные Штаты приостанавливают использование двусторонних каналов с Россией, созданных для поддержания прекращения огня в Сирии. В МИД РФ выразили сожаление в связи с этим решением.

С начала сирийского кризиса в 2011 г. США поддерживали группировки оппозиции, в то время как Россия последовательно настаивала на легитимности режима президента Башара Асада. В 2014 г. часть территории страны захватили боевики "Исламского государства" (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ). Это стало причиной военного вмешательства в конфликт международной коалиции во главе с США (с сентября 2014 г.), а затем России (с сентября 2015 г.). Несмотря на имеющиеся разногласия, внешнеполитические ведомства РФ и США осуществляли контакты в попытке достичь политического урегулирования конфликта.

Сирийский конфликт и основные этапы его урегулирования

Международные конференции в Женеве

С 2012 г. Россия и США принимали активное участие в подготовке и проведении международных конференций по Сирии, целью которых был поиск политического решения конфликта. Первая из них, получившая впоследствии название "Женева-1", состоялась 30 июня 2012 г. По ее итогам было согласовано коммюнике, зафиксировавшее основные принципы урегулирования: создание переходного управляющего органа; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти. Однако эти договоренности так и не были реализованы, вооруженное противостояние в стране не прекращалось.

В связи с этим в мае 2013 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри выступили с предложением провести новую конференцию по сирийскому урегулированию. Состоялось шесть подготовительных встреч в формате Россия-США-ООН, после чего 22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтрё открылась встреча, получившая название "Женева-2". Ее участникам не удалось достичь значительного прогресса. Однако относительным успехом считается то, что за столом переговоров впервые с начала конфликта встретились делегации сирийского правительства и оппозиции.

Основные группы сирийской оппозиции. Досье

Уничтожение сирийского химоружия

Одна из ключевых договоренностей России и США по Сирии была связана с сирийским химическим оружием (ХО).

Первые сообщения о его применении в пригороде Дамаска появились в СМИ 21 августа 2013 г. Власти Сирии и оппозиция отвергали обвинения в проведении химической атаки, возлагая ответственность друг на друга. Франция и США при поддержке ряда арабских государств, прежде всего Саудовской Аравией, серьезно рассматривали вопрос о нанесении ударов по Сирии. Президент Обама неоднократно заявлял, что применение в Сирии химического оружия будет рассматриваться Вашингтоном как переход через "красную линию", после чего международное сообщество обязано будет вмешаться в ситуацию. Однако 29 августа 2013 г. на заседании СБ ООН Россия и Китай наложили вето на соответствующий проект резолюции. 10 сентября 2013 г. по итогам переговоров в Москве Сергея Лаврова и его сирийского коллеги Валида Муаллема Сирия согласилась поставить под международный контроль свои запасы химического оружия.

14 сентября 2013 г. в Женеве Сергей Лавров и Джон Керри достигли рамочной договоренности об уничтожении сирийского химоружия. 27 сентября 2013 г. СБ ООН единогласно принял соответствующую резолюцию. 15 ноября 2013 г. исполнительный совет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) утвердил детальный план уничтожения ХО; в августе 2015 г. был учрежден совместный механизм ООН и ОЗХО по расследованию случаев его применения. И Россия, и США оказывали техническое содействие в вывозе и уничтожении ХО.

4 января 2016 г. ОЗХО подтвердила завершение процесса уничтожения химоружия, задекларированного правительством Сирии. 12 объектов по его производству предполагалось уничтожить до конца 2015 г., однако в связи с осложнением ситуации в сфере безопасности в стране по состоянию на сентябрь 2016 г. специалисты ОЗХО не смогли подтвердить ликвидацию последнего ангара.

Прекращение огня в феврале 2016 г.

27 февраля 2016 г. в полночь по дамасскому времени (01:00 мск) в Сирии вступил в силу режим прекращения огня, ставший первый значительным перемирием за пять лет конфликта. Договоренность об этом была достигнута в ходе интенсивных контактов российских и американских экспертов и дипломатов, а затем одобрена президентами РФ и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой (телефонные переговоры состоялись 22 февраля).

Примирение враждующих сторон обеспечивают российский Координационный центр на авиабазе Хмеймим, американский центр по примирению в Аммане (Иордания) и рабочая группа в Женеве. При этом режим прекращения огня не распространялся на террористические группировки "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" и другие исламистские формирования. К сентябрю 2016 г. к перемирию присоединились более 600 населенных пунктов.

Прекращение огня в сентябре 2016 г.

В полночь 12 сентября 2016 г., в мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам), в Сирии вступил в силу 48-часовой режим прекращения огня (был продлен 14 сентября еще на 48 часов). Договоренность о нем была достигнута по итогам переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри 9 сентября в Женеве. Главы внешнеполитических ведомств также согласовали создание специального российско-американского центра для размежевания оппозиции и террористических группировок, координацию ударов ВКС РФ и ВВС США по экстремистам и обеспечение гуманитарного доступа в Алеппо. Договоренности были закреплены в пакете из пяти документов.

Правительство Сирии и командование ВС поддержали американо-российскую инициативу, представители вооруженной оппозиции в лице "Сирийской свободной армии" приняли ее с некоторыми оговорками; ряд группировок, например, "Ахрар аш- Шам", отказались прекратить огонь.

Срыв договоренностей

Достигнутые США и РФ договоренности оказались на грани срыва из-за ряда инцидентов, произошедших после вступления в силу режима прекращения огня.

17 сентября 2016 г. в результате авиаудара, нанесенного по городу Дейр-эз-Зор возглавляемой США коалицией, погибли более 60 сирийских военнослужащих, около 100 человек получили ранения. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин назвал произошедшее нарушением перемирия и обязательств США перед правительством Сирии.

19 сентября 2016 г. в окрестностях Алеппо был атакован совместный гуманитарный конвой ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца, в результате чего погибли по меньшей мере 18 человек. США возложили ответственность за инцидент на Россию и сирийское правительство; Москва и Дамаск отвергли эти обвинения.

Взаимные обвинения США и РФ были также связаны с выполнением обязательств, предусмотренными соглашением о прекращении огня. В МИД РФ заявили, что Соединенные Штаты затягивают процесс размежевания умеренной оппозиции и террористических группировок. В свою очередь в Госдепартаменте США отметили, что Россия не оказывает необходимого давления на сирийское правительство для политического урегулирования.

Разногласия касались также возможного продления режима прекращения огня: Россия призывала к введению 48-часовых гуманитарных пауз для доступа конвоев в заблокированную восточную часть Алеппо, в то время как США настаивали на необходимости 7-дневного перемирия, что по мнению российского МИДа могло быть использовано боевиками для перегруппировки сил.0сэг.