Процедура импичмента в Республике Корея. Досье

В парламенте Южной Кореи началось тайное голосование по импичменту президенту Пак Кын Хе

ТАСС-ДОСЬЕ /Дмитрий Варламов/. 9 декабря 2016 г. в южнокорейском парламенте начались слушания, в ходе которых рассматривается вопрос об импичменте президенту Пак Кын Хе. Лидера страны обвиняют в покровительстве близкой подруге Чхве Сун Силь, оказавшейся в центре громкого коррупционного скандала. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о процедуре отстранения от власти президента Южной Кореи.

Условия применения импичмента

Процедура импичмента в Республике Корея предусмотрена конституцией (в редакции 1987 г.). В соответствии со ст. 65 основного закона от исполнения обязанностей могут быть отстранены президент, премьер-министр, министры, судьи, члены Центрального избирательного комитета и члены Комиссии учета и аудита, а также другие должностные лица. Правом инициировать процедуру отстранения от занимаемой должности обладает однопалатный парламент - Национальное собрание в составе 300 законодателей.

Если обвинение выдвигается против президента, то с предложением об импичменте должны выступить не менее половины депутатов. Для одобрения импичмента необходима поддержка двух третей от общего числа депутатов (для отстранения других должностных лиц достаточно половины голосов парламентариев).

Окончательное решение об отстранении от должности вступает в силу после одобрения в Конституционном суде. Для принятия решения необходимо согласие как минимум шести из девяти его членов. Рассмотрение вопроса в Конституционном суде занимает, как правило, несколько месяцев. На это время президент отстраняется от власти, и его обязанности исполняет премьер-министр. Если Конституционный суд признает законным требование об импичменте, то против должностного лица может быть возбуждено уголовное дело.

Но Му Хён

Впервые процедура импичмента в Южной Корее была применена в 2004 г. Тогда Национальное собрание проголосовало за отставку президента Но Му Хёна, избранного в 2002 г. Против него было выдвинуто обвинение в привлечении незаконных источников финансирования в ходе предвыборной кампании. Кроме того, Но Му Хён обвинялся в том, что он открыто поддерживал одну из политических партий, что, по мнению оппозиции, нарушало корейское законодательство о внепартийном статусе президента. Однако 14 мая 2004 г. Конституционный суд вынес решение, которым отклонил парламентскую инициативу и восстановил Но Му Хёна в должности президента.

Пак Кын Хе

Политический скандал вокруг Пак Кын Хе разгорелся в октябре 2016 г., когда в печати появились сведения о влиянии на главу государства со стороны ее подруги Чхве Сун Силь. Расследования скандала показали, что на протяжении нескольких лет она была посвящена в детали государственного управления и вмешивалась в ход принятия политических решений, кроме того, ей предъявлены обвинения в коррупции и вымогательстве. В частности, речь идет о давлении на ряд компаний с целью перечисления ими десятков миллионов долларов в фонды, контролируемые Чхве Сун Силь. Хотя факт такого давления пока не доказан, южнокорейская оппозиция утверждает, что Пак Кын Хе была вовлечена в коррупционные схемы Чхве Сун Силь или как минимум была в курсе происходящего.

Несмотря на неоднократные попытки Пак Кын Хе успокоить общественное мнение и политический истеблишмент и ее заявление о готовности уйти в отставку в апреле 2017 г., оппозиция настаивает на скорейшем отстранении президента от власти. Инициативу об импичменте выдвинули три оппозиционные партии - "Тобуро", Народная партия и Партия справедливости, имеющие в парламенте 171 депутата.

Для успешного прохождения законопроекта через парламент противникам президента необходимо заручиться поддержкой как минимум 28 членов правящей партии "Сэнури". По данным СМИ, около 40 депутатов этой партии согласись поддержать импичмент. Если законопроект не получит необходимого числа голосов, лидеры оппозиции заявили о готовности сложить депутатские полномочия.

На фоне разразившегося скандала обрушился рейтинг поддержки президента. Так, по данным агентства "Гэллап Корея" (Gallup Korea), в ноябре ее деятельность одобряли только 4% корейцев, что делает ее самым непопулярным президентом в новейшей истории Южной Кореи (в сентябре 2013 г. ее рейтинг составлял 63%).