23 февраля 2017, 13:21
Кризис в Сирии

Международные усилия по урегулированию конфликта в Сирии. Досье

Валерий Шарифулин/ ТАСС

В Женеве 23 февраля возобновились межсирийские переговоры. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о международных усилиях по урегулированию конфликта в Сирии

ТАСС-ДОСЬЕ. Гражданская война в Сирии началась после подавления массовых антиправительственных волнений в марте 2011 г. Оппозиция требовала проведения демократических реформ и отставки президента Башара Асада. Власти пытались навести порядок в стране силовым путем и не допустить разрастания мятежа. Однако политическая и военная поддержка оппозиции из-за рубежа - прежде всего со стороны Саудовской Аравии, Катара, Турции, США и ряда стран ЕС - способствовала эскалации конфликта. Вооруженное противостояние продолжается уже более шести лет. За это время, по данным ООН, более 300 тыс. человек погибли и около 13 млн стали беженцами (до начала войны население Сирии насчитывало 22 млн человек).

Эскалация конфликта заставила страны запада активно обсуждать пути прекращения военных действий. Первые попытки урегулирования конфликта были предприняты в рамках неформальных объединений ряда стран. Одной из них стала "Группа друзей Сирии", созданная в феврале 2012 г. Ее "костяк" составили США, Великобритания, Саудовская Аравия, Турция, Катар, Египет, ОАЭ, Иордания. Образование группы произошло после того, как Россия и Китай заблокировали в СБ ООН проекты резолюций по Сирии, возлагавших ответственность за кровопролитие на сирийские власти. Западные страны и их арабские союзники выступали за немедленный уход с поста Башара Асада и введение санкций против сирийского режима. Россия настаивала на законности пребывания Асада на посту и предупреждала об опасности вмешательства в конфликт внешних сил. РФ не принимала участия в Группе. Российский МИД неоднократно заявлял, что формат "Группы друзей Сирии" является "односторонним", поскольку в нем не представлено легитимное правительство страны.

К середине 2012 г. урегулирование конфликта вышло на уровень ООН. 30 июня 2012 г. была организована первая международная конференция в Женеве ("Женева-1"). В ней приняли участие постоянные члены СБ ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а также представители ЕС, Лиги арабских государств и Турции. Ни представители режима, ни оппозиционные силы в конференции не участвовали. Главным результатом встречи стало принятие Женевского коммюнике, в котором были зафиксированы основные принципы урегулирования конфликта - создание переходного правительства, включающего членов правительства и оппозиции; пересмотр сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов. В тексте документа не указывалось на необходимость немедленного ухода с поста сирийского президента. Отсутствие этого положения дало возможность для различных трактовок принятого коммюнике. Западные и арабские страны рассматривали договоренности как начало эры "пост-Асада", а РФ - как компромисс, при котором сами сирийцы путем выборов определят, останется ли Асад на посту президента.

Ввиду расхождения в понимании итогов "Женевы-1" переходный орган власти так и не был создан, и гражданская война была продолжена. По мере разрастания масштабов конфликта активным участников боевых действий против армии Асада стал ряд исламистских группировок - "Исламское государство" (ИГ), "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ). Сирийский конфликт стал угрозой региональной безопасности. После того как в Сирии были отмечены факты применения химического оружия, ряд зарубежных стран стали настаивать на начале военной операции против армии Асада. Однако благодаря совместным усилиям России и США этого удалось избежать: при российских гарантиях Дамаск обязался уничтожить все запасы химоружия.

Под давлением России и США была организована вторая мирная конференция по Сирии "Женева-2". Впервые после начала конфликта к урегулированию были приглашены представители сирийского правительства. Конференция открылась 22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтрё. После нескольких раундов переговоров прийти к конкретным результатам не удалось.

Несмотря на дипломатические усилия в рамках "Женевы-1" и "Женевы-2" и начало осенью 2014 г. военной операции международной коалиции во главе с США против ИГ, урегулировать конфликт и сдержать наступление исламистов не удалось. Они получили контроль над почти 60% территории Сирии. Поэтому в январе и апреле 2015 г. по инициативе РФ были организованы прямые переговоры между сирийским режимом и оппозицией в Москве. Главной темой встреч было обсуждение борьбы с террористической угрозой и перекрытие каналов финансирования боевиков из-за рубежа. Переговоры снова не дали существенных результатов: война продолжалась, исламисты расширяли подконтрольные территории, возникла реальная угроза захвата ими власти в Дамаске.

В сентябре 2015 г. по просьбе президента Башара Асада Россия начала военную операцию против ИГ. В результате вмешательства РФ соотношение сил в конфликте изменилось в пользу сирийской армии и воюющего на ее стороне Ирана. Операция России в Сирии подтолкнула проведение очередных мирных переговоров в Вене в октябре 2015 г. В результате удалось выработать новую дорожную карту, в которой, однако, политическая судьба Башара Асада снова не была прописана. Переговоры в Вене и последовавшие несколько раундов межсирийских консультаций в Женеве на протяжении 2016 г. снова не принесли ощутимых результатов.

В конце 2016 г. новые переговоры инициировали Россия, Турция и Иран. Благодаря их совместным политическим и военным усилиям 30 декабря 2016 г. в Сирии был установлен режим прекращения огня. По инициативе Москвы в столице Казахстана Астане в январе 2017 г. была организована серия встреч сирийской оппозиции и правительственных сил. Впервые на переговорах присутствовали представители воюющих исламистских группировок, за исключением ИГ и "Джебхат ан-Нусры". Главным итогом Астаны стало формирование рабочей группы России, Турции и Ирана по соблюдению режима прекращения огня.