ТАСС-ДОСЬЕ. 26 февраля 2018 года запущено пассажирское движение на первом участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро от станции "Деловой центр" до станции "Петровский парк".
Большая кольцевая линия (рабочее название - Третий пересадочный контур, ТПК) - строящаяся новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номером 11. Планируется, что в будущем она включит в себя Каховскую линию (тот же цвет на схеме, №11А). После завершения строительства в 2020-2021 годах станет самой протяженной линией московского метро и третьей по счету внутригородской кольцевой линией рельсового пассажирского транспорта в российской столице - после Кольцевой линии (на схеме метро - №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годы), а также интегрированной с метрополитеном железнодорожной линии - Московского центрального кольца (МЦК, на схеме - №14, открыта в 2016 году).
Полностью расположенная под землей БКЛ пройдет на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединит все существующие и проектируемые радиальные направления. По информации Стройкомплекса Москвы, линия будет иметь протяженность около 68 км и насчитывать 31 станцию. Из них 18 будут снабжены переходами на действующие линии столичного метро, семь - на радиальные направления железных дорог, две - на МЦК.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2017 году - 350 тыс. человек), и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.
История проекта
"Большим кольцом" Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия - тогда проектировалось "Малое кольцо", которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции "Курская" сохранились надписи на путевой стене: "Курская большого кольца 1945-1949". Однако уже в начале 1950-х годов от проекта "Малого кольца" отказались.
Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 году. Новое метрокольцо должно было включить в себя Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х - 2010-х годах обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового "пересадочного контура" - как в виде кольца, так и в виде хордовых линий.
В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название "Третий пересадочный контур". Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца, с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.
4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития Московского метрополитена на срок до 2020 года. Программа предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.
Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.
Пусковой участок от "Делового центра" до "Петровского парка" спроектировала компания "Метрогипротранс", оставшуюся часть линии - инженеры "Мосинжпроекта" и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя боковыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций - береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии запланировано строительство трех станций глубокого заложения - "Нижняя Масловка" (65 м), "Шереметьевская" (70 м) и "Ржевская" (63,5 м).
На ранних этапах работы линии подвижной состав решено разместить в электродепо Измайлово. Для обслуживания кольца предусмотрено строительство нового электродепо Аминьевское и перестройка бывшего Московского вагоноремонтного завода им. В. Е. Войтовича в депо Нижегородское.
Строительство линии ведется с ноября 2011 году ООО "СМУ Ингеоком".
28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем микроблоге в сети Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы "Активный гражданин" выбрали новое название для ТПК - "Большая кольцевая линия". По состоянию на 26 февраля 2018 года об официальном утверждении этого названия не сообщалось.
Пусковой участок
Открытый 26 февраля 2018 года участок протяженностью 10,51 км включает в себя пять подземных станций: "Деловой центр", "Шелепиха" (обе - в Пресненском районе), "Хорошёвская", "ЦСКА" (обе - в Хорошевском районе) и "Петровский парк" (район Аэропорт). Отрезок БКЛ от "Шелепихи" до "Петровского парка" эксплуатируется совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и №8А). Ожидается, что открытие первого участка БКЛ повысит транспортную доступность пяти районов Москвы, в которых проживает более 480 тыс. жителей. Также улучшится транспортное обслуживание таких популярных объектов, как деловой центр "Москва Сити", стадионы "Динамо" и ЦСКА, дворец спорта "Мегаспорт".
Четыре из пяти станций (за исключением "Делового центра") построены по типовому проекту, разработанному под руководством главного архитектора "Метрогипротранса" Николая Шумакова. Отделка этих станций выполнена с применением естественного камня (гранит, мрамор) различных цветов, а также окрашенных алюминиевых панелей. Цвет отделки, как правило, повторяет цвет радиальной линии метро, на которую можно пересесть со станции БКЛ.
- "Деловой центр"
- "Шелепиха"
- "Хорошёвская"
- "ЦСКА"
- "Петровский парк"
Перспективы
Вслед за открытым в феврале 2018 года пусковым участком до конца текущего года планируется запустить пассажирское движение на северном участке БКЛ от станции "Петровский парк" до станции "Нижняя Масловка".
Ожидается, что в 2019 году войдут в эксплуатацию северо- восточный участок из четырех станций ("Рубцовская", "Лефортово", "Авиамоторная" и "Нижегородская улица") и две станции западного участка - "Нижние Мнёвники" и "Улица Народного Ополчения". Схема движения поездов на этот период еще не определена. Рассматривается вариант временного соединения через северную часть БКЛ Солнцевской и строящейся Кожуховской линий.
На 2020-2021 год предварительно запланирован ввод станции "Стромынка" на восточном участке, станций "Шереметьевская" и "Ржевская" на севере кольца, юго- восточного участка из четырех станций ("Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон", "Кленовый бульвар"), юго-западного участка из трех станций ("Зюзино", "Воронцовская", "Улица Новаторов"), западного участка из шести станций ("Проспект Вернадского", "Мичуринский проспект", "Аминьевское шоссе", "Давыдково", "Можайская" и "Терехово"). Тогда же в состав БКЛ войдет Каховская линия из трех станций ("Каширская", "Варшавская", "Каховская").
После замыкания кольца в 2021 году возможна передача участка от "Делового центра" до "Шелепихи" в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии метро.