Вертолет Ми-8. Досье

Вертолет Ми-8. Сергей Мальгавко/ ТАСС
Вертолет Ми-8

7 марта в Чечне потерпел крушение вертолет Ми-8. По предварительным данным, есть погибшие

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 марта 2018 года в Чечне потерпел крушение вертолет Ми-8. По предварительной информации источника ТАСС в экстренных службах, в результате крушения есть погибшие - до восьми человек. Предположительно, вертолет принадлежал Пограничной службе ФСБ России.

Ми-8 (при разработке - В-8) - семейство многоцелевых вертолетов советского, позднее российского производства. Один из самых массовых вертолетов мира. Выпускаются в пассажирском, транспортном и др. вариантах. Серийно строятся на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах, ныне входящих в холдинг "Вертолеты России". Всего с 1965 года было выпущено более 12 тыс. экземпляров разных модификаций (около 8 тыс. экземпляров в Казани и свыше 4 тыс. - в Улан-Удэ), в разное время они поставлялись в более 100 стран мира.

История

Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне - ОКБ Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.

Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от "модернизируемой" машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик- испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет.

Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 году к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ.

Летно-технические характеристики

Конструктивно Ми-8 - вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями (ТВ2-117, ТВ3-117 и др. варианты двигателей разработки опытного завода №177, ныне - АО "Климов", Санкт-Петербург) и неубирающимся трехопорным шасси.

Модификации

  • Максимальная скорость - 250 км/ч, крейсерская - 230 км/ч;
  • максимальная дальность полета с основными топливными баками - 610 км;
  • практический потолок - 6 тыс. м;
  • максимальная взлетная масса - 13 тыс. кг;
  • полезная нагрузка на внешней подвеске - до 4 тыс. кг, в транспортной кабине - до 4 тыс. кг;
  • пассажировместимость - до 26 человек;
  • экипаж - 3 человека.

Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и др.).

Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров.

Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2017 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.