11 апреля 2018, 12:33
Крушение Ил-76 в Алжире

Транспортный самолет Ил-76. Досье

Ил-76. Максим Григорьев/ ТАСС
Ил-76
Военно-транспортный самолет разбился в Алжире 11 апреля

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 апреля 2018 года в Алжире произошла катастрофа военно-транспортного самолета Ил-76. Воздушное судно упало после взлета с аэродрома военной базы в Буфарике (50 км к югу от столицы страны - Алжира). По предварительным данным, в результате ЧП могли погибнуть не менее 200 алжирских военнослужащих.

Ил-76 - советский, позднее - российский средний турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно- воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Разработан в конце 1960-х годов в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода "Стрела" (ныне - ОАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова. Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т. ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. Первый полет выполнил 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве (закрыт в 2003 году), машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов. Самолет принят на вооружение в 1974 году, эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 году.

В 1971-2012 годах самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 году производство перенесено на российское предприятие "Авиастар-СП" (Ульяновск). Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 годах были выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.

Конструкция

Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне - НПО "Сатурн", Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО "ОДК-Пермские моторы"). Кормовой грузовой люк - трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.

Летно-технические характеристики базовой модификации

- Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);

- размах крыльев - 50 м;

- длина - 46,6 м;

- высота - 14,7 м;

- экипаж - 6-7 человек;

- грузоподъемность - до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;

- объем грузовой кабины - от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;

- практическая дальность - 6 тыс. 100 км (с грузом 47 т), 3 тыс. км (с грузом 20 т);

- крейсерская скорость - 750-800 км/ч;

- вооружение (некоторые модификации) - две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.

Модификации

На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:

- А-50 (первый полет в 1978 году), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);

- А-60 (1981 год), летающая лаборатория - носитель лазерного оружия;

- Ил-76МД (1981 год), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;

- Ил-76ЛЛ (1991 год), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;

- Ил-76КТ (1981 год), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;

- Ил-78 (1983 год), топливозаправщик для Дальней авиации;

- Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987 год), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;

- Ил-76ТД-90А (2012 год), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;

- Ил-76МД-90А (2012 год), глубокая модернизация, самолеты новой постройки. В 2012 году Минобороны заключило с производителем контракт на поставку 39 единиц до 2020 года 4 октября 2016 года гендиректор ОАО "Ил" Сергей Вельможкин сообщил ТАСС, что сроки исполнения этого контракта могут быть продлены до 2024 года.

- Ил-76МД-М (2016 год), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД. 13 марта 2018 года первый Ил-76МД-М был передан Минобороны РФ после модернизации;

- Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик. Первый полет совершил 25 января 2018 года, по состоянию на апрель 2018 года проходит государственные испытания.

Эксплуатанты

Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно- воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций. В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа - Минобороны РФ, Ил-76 - основной самолет военно- транспортной авиации ВКС России. Наряду с "безымянными" машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД ("Оренбург", "Тверь", "Таганрог" и "Георгий Пакилев") и один именной Ил-76МД-90А ("Виктор Ливанов").