Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Роль России в урегулировании вооруженного конфликта в Сирии. Досье

30 августа 2015, 8:21 дата обновления: 30 сентября 2015, 12:55 UTC+3
Москва сделала все возможное, чтобы не допустить внешней экспансии в Сирии и повторения ливийского сценария свержения режима
Материал из 1 страницы
Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валид Муаллем и министр иностранных дел РФ Серей Лавров

Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии Валид Муаллем и министр иностранных дел РФ Серей Лавров

© AP Photo/Ivan Sekretarev

ТАСС-ДОСЬЕ /Эльнара Гулиева/. Россия настаивает на достижении политического урегулирования вооруженного конфликта в Сирии, который длится с марта 2011 г. Москва выступает резко против иностранного вмешательства в сирийский конфликт и прилагает активные политико-дипломатические усилия для нормализации обстановки в Сирии и регионе.

Как России блокировала резолюции в СБ ООН

Россия как постоянный член СБ ООН четыре раза накладывала вето на проекты резолюций по сирийской проблеме. Каждый раз в этом решении Москву поддерживал Пекин.

В первый раз это право было применено 4 октября 2011 г. Тогда Россия и Китай заблокировали проект резолюции, угрожавшей Сирии санкциями в случае, если власти не прекратят подавление выступлений оппозиции. 4 февраля 2012 г. Москва и Пекин отклонили проект резолюции, возлагавшей всю ответственность за кровопролитие на сирийские власти и предусматривавшей отстранение от власти президента Сирии Башара Асада. 19 июля 2012 г. обе страны вновь наложили вето на проект резолюции по Сирии, предусматривавшей введение санкций. 

В четвертый раз право вето было применено в СБ ООН 22 мая 2014 г. в отношении проекта резолюции по передаче в Международный уголовный суд досье по фактам возможных военных преступлений в Сирии.

Роль России в уничтожении сирийского химического оружия

21 августа 2013 г. в СМИ появились сообщения о химической атаке в пригороде Дамаска, в проведении которой оппозиция и власти Сирии обвиняли друг друга. Западными странами во главе с США и рядом арабских государств, прежде всего Саудовской Аравией, серьезно рассматривался вопрос о нанесении ударов по Сирии. Однако 29 августа 2013 г. при обсуждении в СБ ООН соответствующего проекта резолюции Россия и Китай выступили против применения силы, тем самым воспрепятствовав внешнему военному вмешательству и неминуемой эскалации сирийского конфликта.

10 сентября 2013 г. по итогам переговоров в Москве главы МИД РФ Сергея Лаврова и его сирийского коллеги Валида Муаллема Сирия согласилась поставить под международный контроль свои запасы химического оружия в соответствии с планом, предложенным Россией.

14 сентября 2013 г. в Женеве по итогам переговоров главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри была достигнута рамочная договоренность об уничтожении сирийского химоружия. 27 сентября 2013 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию по уничтожению сирийского химического оружия. В случае несоблюдения положений резолюции предусматривалось введение мер (вплоть до военных действий) в соответствии с главой VII Устава ООН.

15 ноября 2013 г. исполнительный совет ОЗХО утвердил детальный план уничтожения сирийского химоружия. Президент России Владимир Путин поручил министерству обороны РФ принять участие в обеспечении безопасности процесса уничтожения сирийского военно-химического потенциала. Кроме того, Россия приняла решение перечислить 2 млн долл. в целевой фонд ООН для финансирования операции по ликвидации отравляющих веществ.

С декабря 2013 г. по март 2014 г. по просьбе Дамаска к ООН и ОЗХО Россия осуществила масштабные поставки спецтехники в Сирию, а именно: 50 грузовиков "КАМАЗ", 41 бронированный грузовой автомобиль "Урал" и 30 бронетранспортеров БТР-80. В 2014 г. тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" ВМФ России неоднократно участвовал в обеспечении безопасности транспортировки сирийского химического оружия.

"Женева-1" и "Женева-2"

Россия принимала активное участие в подготовке и проведении международных конференций по Сирии. Первая из них, получившая впоследствии название "Женева-1", состоялась 30 июня 2012 г. Главы внешнеполитических ведомств пяти стран - постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай) согласились с необходимостью формирования переходного правительства в Дамаске. Россия поддержала принятый итоговый документ, в котором отсутствовало положение об отказе Башара Асада от власти.

7 мая 2013 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри выступили с предложением провести новую конференцию по сирийскому урегулированию. Состоялось шесть подготовительных встреч в формате Россия- США-ООН, последняя - 13 января 2014 г. Вторая международная конференция по сирийской проблеме, "Женева-2", открылась 22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтрё при участии делегаций 39 стран, а также представителей ООН, Лиги арабских государств, Европейского союза и Организации исламского сотрудничества. В рамках "Женевы-2" впервые были проведены межсирийские консультации в два раунда - 25-31 января и 10-15 февраля 2014 г. Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад отметил, что российской дипломатии принадлежит основная заслуга в том, что сирийские стороны согласились принять участие в конференции. Единственным результатом консультаций стала достигнутая сторонами договоренность о поставках гуманитарной помощи в город Хомс, долгое время находившийся в блокаде, и эвакуации гражданских лиц из этого населенного пункта.

Контакты РФ с сирийскими властями и оппозицией

Россия активно участвовала в переговорном процессе как с официальными властями САР, так и с представителями внутренней и внешней оппозиции.

С начала вооруженного конфликта министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем приезжал в Москву с визитами пять раз (последний раз в ноябре 2014 г.), кроме этого, осуществлялись и другие контакты на межправительственном уровне. 7 февраля 2012 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков посетили Дамаск и провели встречу с Башаром Асадом. Асад подтвердил готовность к диалогу между сирийскими властями и оппозицией. Однако Сирийский национальный совет (орган внешней оппозиции, создан 2 октября 2011 г. в Стамбуле) отверг российскую инициативу о проведении диалога, выдвинув условие - уход с поста президента Башара Асада. 10 декабря 2014 г. спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов встретился в Дамаске сирийским президентом и обсудил с ним возможность предоставления "московской площадки" для проведения межсирийских контактов в конце января 2015 г.

Первые контакты с представителями внутренней оппозиции состоялись 9-11 октября 2011 г., когда в Москву приехала делегация Народного фронта за свободу и перемены во главе с его председателем Кадри Джамилем. 16-18 апреля и 29 ноября 2012 г. в Москве находилась делегация Национального координационного комитета (НКК) во главе с лидером Хасаном Абдель Азимом. В 2013-2014 гг. делегации внутренней сирийской оппозиции более десяти раз приезжали в Москву.

Россия проводила переговоры в Москве и с представителями "внешней оппозиции". Первый полномасштабный визит руководства Сирийского национального совета (СНС) в Россию во главе с его председателем Абдель Басситом Сейдой состоялся в июле 2012 г. До этого были разовые контакты представителей МИД РФ с делегатами от этой структуры. 3-4 февраля 2014 г. в Москву впервые приехала делегация Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (организация, объединившая основные силы внешней оппозиции) во главе с председателем Ахмедом аль-Джарбой.

Представители курдских объединений - Курдского демократического союза и Курдского национального совета Сирии - также приезжали в Москву в 2013-2014 гг. для обсуждения перспектив политического урегулирования в стране.

3 августа 2015 г.  глава МИД РФ Сергей Лавров в рамках рабочей поездки в Катар провел встречу с бывшим главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Ахмедом Муазом аль-Хатыбом.

Межсирийские консультации в Москве

По инициативе России 26-29 января и 6-9 апреля 2015 г. в Москве состоялись два раунда межсирийских переговоров. В них приняли участие более 30 представителей различных организаций сирийской оппозиции. Правительственную организацию возглавлял постоянный представитель Сирии при ООН Башар аль-Джафари. НКОРС отказалась от участия в переговорах. Модератором встреч выступал директор Института Востоковедения РАН Виталий Наумкин.

По итогам январских консультаций были согласованы "Московские принципы" - параметры урегулирования конфликта, предусматривающие сохранение суверенитета и единства САР, ее независимости и территориальной целостности, а также борьбу с терроризмом. Переговоры в апреле завершились принятием другого политического документа - "Московской платформы". В нем подтверждается приверженность сторон политическому урегулированию кризиса на основе положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. и содержится призыв к мировому сообществу остановить любые действия по поддержке террористов. Президент Сирии Башар Асад назвал существенными результаты консультаций в Москве.

В настоящее время российская сторона занимается подготовкой к третьей консультативной встрече правительства и оппозиции Сирии в Москве.

Гуманитарная помощь

Россия оказывает помощь пострадавшему в ходе затяжного конфликта населению Сирии по нескольким каналам - по линии МЧС, а также через Русскую Православную церковь, Фонд им. Андрея Первозванного, Императорское Православное Палестинское Общество и другие структуры. В 2014 г. по линии МЧС России в Сирию было направлено около 30 бортов с гуманитарными грузами. Кроме этого, РФ предоставляет помощь сирийцам и через международные гуманитарные агентства: Международный Комитет Красного Креста, Всемирную продовольственную программу и др. организации.

Борьба с терроризмом

28 сентября 2015 г. во время выступления на 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН Владимир Путин официально заявил об инициативе создания широкого фронта для борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" на территории Сирии и Ирака. Позиция российского руководства заключается в том, что коалиция по борьбе в ИГ должна действовать с санкции СБ ООН и быть одобрена руководством Сирии и Ирака. Ранее, в августе 2015 г., эта инициатива обсуждалась на встречах с главами внешнеполитических ведомств США, Саудовской Аравии, Катара, Ирана, Турции. 26 сентября 2015 г. стало известно, что Россия, Ирак, Иран и Сирия создали в Багдаде информационный центр для борьбы с ИГ. Основными функциями этой структуры являются сбор, обработка, обобщение и анализ текущей информации об обстановке в регионе с целью противодействия терроризму.

30 сентября 2015 г. Воздушно-космические силы РФ приступили к нанесению авиаударов по позициям ИГ в Сирии по просьбе Башара Асада. Кроме того, Россия продолжает сотрудничество с Сирией в рамках ранее заключенных военных контрактов, а российские инструкторы оказывают содействие сирийским военнослужащим в использовании поставляемой техники. Российский МИД заявил о готовности сотрудничать и с патриотической сирийской оппозицией в борьбе против террористов.

14 марта 2016 г. Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта. Как отметил глава государства, "задачи поставленные перед министерством обороны, в целом выполнены". При этом российские пункты в Тартусе и на авиабазе Хмеймим продолжат работу в прежнем режиме. Решение о выводе войск было согласовано с президентом Сирии Башаром Асадом.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама