16 ноября 2017, 10:53,
обновлено 6 февраля 2014, 13:34

Судостроительный комплекс "Звезда". Досье

Председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин, президент РФ Владимир Путин и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во время посещения судостроительного комплекса "Звезда" в городе Большой Камень. Михаил Климентьев/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин, президент РФ Владимир Путин и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во время посещения судостроительного комплекса "Звезда" в городе Большой Камень

16 ноября 2017 года президент РФ проведет совещание по развитию комплекса

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября 2017 года президент РФ Владимир Путин проведет совещание по развитию судостроительного комплекса "Звезда".

Судостроительный комплекс "Звезда" (ООО "ССК "Звезда") - строящееся российское предприятие крупнотоннажного судостроения, расположенное в городе Большой Камень Приморского края. Проект реализуется консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и АО "Газпромбанк". Базой для новой верфи стал Дальневосточный завод (ДВЗ) "Звезда".

Верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это, в частности, танкеры водоизмещением до 350 тыс. т, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. т, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

История строительства

Строительство судоверфи ведется с 2009 года. На основе проекта постановлением правительства РФ от 28 января 2016 года создана территория опережающего развития (ТОР) "Большой Камень", ССК "Звезда" стал ее первым резидентом. Первоначально учредителями судоверви, чья стоимость оценивалась в $1 млрд, выступали ОАО "Дальневосточный Центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС, на тот момент - в составе Объединенной судостроительной корпорации) и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo). В 2012 году корейская сторона вышла из проекта. Генеральным проектировщиком выступает ООО "Дальневосточный проектный институт "Востокпроектверфь".

17 декабря 2015 года у строящейся верфи появилось юридическое лицо - из состава АО ДВЗ "Звезда" было выделено ООО "ССК "Звезда". По данным "Спарк-Интерфакс", в новом предприятии у ДВЗ осталось 0,010% акций. 99,99% получило акционерное общество "Современные технологии судостроения" (СТС). До 2017 года оно на паритетной основе принадлежало Газпромбанку и "Роснефти". В феврале 2017 года стало известно, что в рамках финансирования "Звезды" 89% акций АО "СТС" выкупил государственный холдинг "Роснефтегаз" (основной владелец "Роснефти").

Проект реализуется в два этапа. 1 сентября 2016 года в присутствии Путина на площадке предприятия были сданы в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры. Спустя год, 8 сентября 2017 года, Путин принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля с передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники. Стапель оснащен мощным крановым хозяйством производства китайской компании China Heavy Industry Corporation, включая козловый кран типа "Голиаф" грузоподъемностью 1 тыс. 200 т.

Другой китайский производитель, Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd, должен поставить на площадку "Звезды" два самоходных тяжелых транспортера грузоподъемностью 650 т каждый, два транспортера грузоподъемностью 2 тыс. 320 т и один 150-тонный транспортер. Кроме того, в первую расширенную очередь строительства входят цеха насыщения. Сдача всех объектов очереди намечена на 2019 год.

Вторая очередь строительства предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для постройки крупнотоннажных судов и офшорной техники. Планируется, что поэтапный ввод комплекса в эксплуатацию будет завершен в конце 2024 года. К этому времени на предприятии будут работать около 7 тыс. 500 человек. В начале 2017 года стоимость проекта оценивалась в 145,5 млрд руб. В октябре стало известно, что правительство РФ в 2018-2022 годах может выделить ССК "Звезда" субсидии в размере 5,9 млрд руб.

Закладка судов, портфель заказов

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает нефтяная компания "Роснефть", заключившее с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях "Звезды".

8 сентября 2017 года Путин принял участие в закладке четырех многофункциональных судов снабжения для "Роснефти". Суда получили имена "Владимир Мономах", "Александр Невский", "Екатерина Великая" и "Святая Мария". Глава "Роснефти" Игорь Сечин доложил президенту, что с учетом договоров с его компанией портфель заказов "Звезды" включал 14 судов. По его словам, "для выхода на позитивную экономику работы", до 2035 года "Звезде" нужно получить портфель в 178 судов. Гендиректор "Звезды" Сергей Целуйко рассказал ТАСС, что комплекс начинает оформление документов для получения лицензии на атомное судостроение и будет претендовать на заказ крупнейшего ледокола "Лидер" мощностью 130 МВт (технический проект судна будет готов к концу 2017 года).

В октябре 2017 года глава газодобывающей компании "Новатэк" Леонид Михельсон сообщил журналистам, что его предприятие передало через "Совкомфлот" на "Звезду" техническую документацию, необходимую для строительства 15 танкеров-газовозов арктического класса для "Арктик СПГ-2".

Руководство, дополнительная информация

Генеральный директор ССК "Звезда" с 2016 года - Сергей Целуйко. Ранее он работал главным строителем судов снабжения на ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург).

Официальный сайт: http://www.sskzvezda.ru.

ДВЗ "Звезда"

Дальневосточный завод "Звезда" - судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Большой Камень Приморского края. Решение о строительстве завода принято 9 июля 1946 года министерством судостроительной промышленности СССР. Первый производственный цех вступил в строй 3 декабря 1954 года. Первоначально завод носил номер 892, в 1968 году получил нынешнее название.

Первоначально предприятие занималось ремонтом мелких судов, затем здесь стали ремонтировать дизельные и атомные подводные лодки. С 1989 года здесь ведутся работы по утилизации атомных субмарин.

В 1990-годах "Звезда" существовала в форме федерального государственного унитарного предприятия, с ноября 2008 года - открытое акционерное общество.

Предприятие располагает двумя эллингами (крытое помещение для ремонта судов), док-камерой, передаточным доком, большим количеством стояночных причалов. Технические возможности "Звезды" позволяют изготавливать и спускать на воду плавучие сооружения весом до 13500 т. За последнее время на заводе построены несколько рыболовецких судов - рефрижераторы, траулеры и т.д. 

Единственный на Дальнем Востоке РФ завод, специализирующийся на ремонте, переоборудованию и модернизации атомных подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой.

Официальный сайт - http://www.fes-zvezda.ru/. 

Теги:
Россия