Заряд аккумуляторной батареи позволит модулю Philae работать еще несколько часов

14 ноября 2014, 16:17 UTC+3 МОСКВА 14, ноября. /ТАСС
Резерв аккумулятора, рассчитанный на 60 часов работы модуля, иссякнет примерно через 12 часов
© EPA/ESA/ATG MEDIALAB

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Модулю Philae осталось работать на поверхности кометы Чурюмова-Герасименко лишь несколько часов. Об этом сообщил Филипп Годон, ответственный за проект Rosetta во Французском центре космических исследований, передает парижский корр. ТАСС Михаил Тимофеев.

"Заряд аккумуляторной батареи позволит модулю Philae функционировать лишь на протяжении нескольких часов. В дальнейшем на смену им должна была поступать энергия от солнечных батарей - однако модуль находится в тени", - сказал Годон. Судя по всему, резерв аккумулятора, рассчитанный на 60 часов работы модуля, иссякнет примерно через 12 часов, считают эксперты, то есть в ночь на субботу аппарат перестанет работать.

В настоящее время модуль "находится в постоянном режиме функционирования" и пересылает на Землю ценные научные данные, сообщил Филипп Годон. Несмотря на то, что модуль в результате неудачной посадки оказался среди скал в наклонном положении, он уже осуществляет с помощью радара зондирование ядра кометы, проводит замеры ее магнитного поля, передает изображения поверхности и исследует находящиеся у поверхности молекулы.

Как подчеркнул Годон, даже без проведения запланированного бурения ученые надеются, что получат "не менее 70-80% от запланированного объема данных".

Несмотря на то, что изначально у модуля были проблемы со срабатыванием ряда механизмов, аппарат 12 ноября успешно приземлился на поверхность кометы. Система энергоснабжения модуля функционирует, солнечные батареи работают в штатном режиме, Philae находится в постоянном контакте с Землей, связь работает отлично, оптимистично рапортовало накануне Европейское космическое агентство (ЕКА). В четверг ЕКА распространило и первые снимки высокого качества с поверхности кометы.

Удачную посадку модуля на ядро кометы ученые расценили как третье эпохальное событие в освоении космоса после полета Юрия Гагарина и высадки астронавтов США на Луну. Ученые также считают посадку исследовательского зонда на комету "самым дерзким проектом" в истории непилотируемой космонавтики. Его общая стоимость оценивается в €1,3 млрд.

После старта с космодрома Куру во Французской Гвиане 2 марта 2004 года зонда Rosetta, Европейское космическое агентство назвало точную дату посадки зонда на ядро кометы - и не ошиблось: ноябрь 2014 года.

Первоначально целью миссии Rosetta в космосе была комета Виртанена, открытая в 1948 году американцем Карлом Виртаненом. Встреча с ней на "задворках" Солнечной системы могла произойти уже в 2011 году. Но из-за неполадок с тяжелой ракетой Ariane старт в начале 2003 года был отложен, "окно" для запуска закрылось, а ученым пришлось искать новую космическую странницу для исследований.

Затем расчеты ученых доказали, что открытая в конце 60-х годов советскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко комета является оптимальным объектом.

Заместитель директора Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Олег Кораблев в четверг сказал в интервью ТАСС: так как российские ученые не являются участниками этого проекта ЕКА, данные исследований с поверхности с кометы специалисты РАН будут получать только после того, как они пройдут определенный "карантин". "Как правило он длится полгода. Думаю, в данном случае, его сроки могут быть продлены", - подчеркнул Кораблев.