О создании новой космической гавани начали говорить еще в 2007 году, а спустя пять лет началось строительство. Почти четыре года напряженной работы не обошлись без проблем и даже уголовных дел, но стартовый стол для "Союза" наконец готов к работе. Как выбирали место для космодрома, почему он так нужен России, а также об этапах его создания – в специальном материале ТАСС.
На выбор места повлияло землетрясение
Впервые о создании нового российского космодрома было заявлено в начале 2007 года. Об этом руководивший в то время Федеральным космическим агентством Анатолий Перминов сообщил на закладке фундамента стартового комплекса для ракет "Союз" на другом космодроме – французском Куру в Южной Америке. Летом того же года в Углегорск Амурской области, а также в район Советской гавани и Ванино в Хабаровском крае отправилась госкомиссия, чтобы выбрать место для будущего космодрома.
Выход к морю, по которому можно было бы доставлять нагрузку для коммерческих запусков, делал более предпочтительной Советскую гавань. Однако сейсмическая активность в этом районе склонила госкомиссию к выбору в пользу Углегорска. Решение госкомиссии подкрепило небольшое землетрясение в Хабаровском крае.
На выбор Углегорска повлиял еще целый ряд факторов, в том числе возможность использовать инфраструктуру, оставшуюся в этом районе после закрытия космодрома Свободный. Кроме того, запущенные отсюда ракеты пролетали бы над малонаселенными районами и морем, а активные участки полета не проходили над другими странами.
Другими доводами в пользу Амурской области стали наличие развитой авто- и железнодорожной сети, большой запас производимой в регионе электроэнергии, близость морских портов.
С географической точки зрения место расположения космодрома Восточный обладает наилучшими для территории России условиями для запуска ракет-носителей: наиболее широким диапазоном азимутов запуска – с 51 до 110 градусов северной широты, возможностью запуска на солнечно-синхронную орбиту.
Сейчас я могу сказать, что решение строить космодром на месте дислокации ракетной дивизии, а затем космодрома Свободный было правильным – здесь была, пусть и небольшая, инфраструктура
В конце октября 2007 года Николай Колесов (тогда – губернатор Амурской области) впервые озвучил предварительную стоимость строительных работ – 168 млрд рублей. Космодром, инфраструктура городка и обслуживающие их сферы должны были создать в регионе до 25 тыс. рабочих мест.
6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ №1473с "О космодроме "Восточный", определивший место, предназначение, основные этапы, источник финансирования и государственного заказчика работ по созданию новой космической гавани. Указ был снабжен литерой "с", что сделало его закрытым для ознакомления.
Зачем России нужен Восточный
Согласно документам Роскосмоса, космодром Восточный строится для "гарантированного проведения независимой космической деятельности и приоритетных задач национальной безопасности со своей территории", то есть для проведения космических запусков без оглядки на Казахстан, на территории которого расположен космодром Байконур.
Также космическая гавань нужна для "увеличения инвестиционной привлекательности, развития и укрепления Дальневосточного региона" и "развития кадрового потенциала для высокотехнологичных областей промышленности", иными словами, должна препятствовать оттоку высококвалифицированных специалистов с Дальнего Востока и способствовать общему увеличению численности населения региона, граничащего с полуторамиллиардным Китаем.
Также одним из важнейших направлений независимого доступа в космос с Восточного являются пилотируемые запуски на орбиту.
Основная идеология нового космодрома – возможность проведения независимой космической политики, возможность доступа в космическое пространство с территории Российской Федерации. Амурская область – наиболее привлекательное и рациональное место размещения нового космодрома
Что касается Байконура – Россия не планирует покидать этот космодром как минимум до 2050 года, а пилотируемые запуски будут проводиться с него по крайней мере до 2024 года. За использование Байконура РФ ежегодно платит Казахстану $115 млн.
Перспективы коммерческого использования
Как полагает академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков, на рынке коммерческих запусков Восточный в перспективе должен заменить собой Байконур, прежде всего за счет ракеты "Ангара".
Эксперт отметил, что Восточный – "не тот объект, который требует своей окупаемости", подчеркнув, что вложения в Байконур и Плесецк "также никогда не окупятся". Новый космодром можно рассматривать только с точки зрения частичного возвращения затрат, считает Железняков.
"Затраты на национальную безопасность никогда полностью не окупаются. Но если рассматривать Восточный в части развития региона, переноса части производства ракетной техники из европейской части страны на Дальний Восток, то тогда он будет экономически выгоден", – отметил он.
Железняков также пояснил, что Плесецк, который, как и Восточный, находится на территории России, не дает тех же энергетических характеристик по выведению грузов на орбиту, так как далеко расположен от экватора. Соответственно, ракета, запущенная с Восточного, может доставить в космос больше груза, чем если бы она стартовала с Плесецка.
Как отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев, настоящая коммерческая эксплуатация Восточного возможна только после ввода второй очереди – стартового стола для тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5". Готовность этого старта на новом космодроме ожидается после 2021 года. По его словам, до этого "единичные (коммерческие) запуски могут быть, уже их предлагают, но пока только на базе "Союза", который не так часто используется".
Коммерциализация нового космодрома "зависит от того, насколько быстро с него начнет летать ракета-носитель "Ангара-А5", отметил эксперт. "Для "Ангары" нужно построить стартовый комплекс, отработать хотя бы пару демонстрационных запусков, и потом ее свободно можно предлагать для коммерческого рынка", – отметил Моисеев.
Касаясь вопросов стоимости запусков с Восточного, эксперт отметил, что она будет сравнима с ценой запуска с Байконура. "Разница будет не принципиальной. Все дело будет в логистике – куда везти. Что Байконур, что Восточный от тех производителей спутников, которые занимают большую долю рынка, одинаково далеки", – считает он.
Говоря об уровне инноваций, заложенных в Восточный, Моисеев отметил, что это "самый новый космодром", на котором "использованы все современные достижения в области космодромостроения".
Как менялись планы по строительству Восточного
Согласно выдержкам из открытой части указа президента, в 2008-2010 годах предусматривалось проведение конструкторских и проектно-изыскательских работ по космодрому.
К концу 2015 года должно было завершиться строительство и произведен ввод в эксплуатацию объектов первой очереди, обеспечивающих подготовку и запуск космических аппаратов научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций. А к концу 2018 года должна была быть готова вторая очередь строительства, обеспечивающая выполнение пилотируемых космических полетов.
Генеральной проектной организацией без проведения конкурсов был назначен Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности, а генеральным подрядчиком – Спецстрой России.
Учитывая экономический рост стран Юго-Восточной Азии, к использованию возможностей космодрома, и даже к строительству определенной инфраструктуры, предполагалось привлечь Южную Корею, Сингапур, Японию, Малайзию и другие страны региона.
Новый космодром начали создавать на месте закрытого в начале 2007 года космодрома Свободный. В свое время, в 1995-1996 годах, место для него выбиралось госкомиссией на базе расформированной 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН как отвечающее географическим требованиям. Всего с 1997 года по 2006 год со Свободного было осуществлено пять пусков ракет "Старт-1", из которых четыре – с иностранными спутниками.
Первоначально предполагалось, что на Восточном должны были быть созданы два стартовых стола для ракеты-носителя среднего класса грузоподъемностью до 20 тонн. При этом не уточнялось, что будет представлять собой вторая, помимо "Союза", средняя ракета, но предполагалось, что нечто новое.
Изначально предполагалось создать стартовый комплекс под ракету-носитель "Русь-М", и достаточно много было сделано по проектированию данной ракеты, но в связи с определенными условиями, в том числе экономическими, предпочли идти по более практичному пути – создать стартовый стол для наиболее используемой ракеты "Союз"
В частности, сообщалось, что с нового космодрома будут запускать ракету-носитель "Русь-М". Но в 2011 году при главе Федерального космического агентства Владимире Поповкине проект был закрыт: его сочли дублирующим разработку ракеты "Ангара". После этого встал вопрос о создании пилотируемой версии "Ангары-А5П" для выведения в космос нового пилотируемого космического корабля, недавно получившего название "Федерация". Правда, в момент подписания указа о создании нового космодрома приоритетным считался другой пилотируемый проект – крылатого корабля "Клипер".
После сворачивания работ по "Руси-М" появилась новая схема строительства космодрома: стартовый стол для ракеты-носителя "Союз-2" для пуска в 2015 году и "Ангары" – для пуска 2018 года. В дальнейшем предполагалось создание стартовых комплексов для ракеты сверхтяжелого класса (после 2025-2030 годов), многоразовых ракет.
Затраты на строительство, задержки зарплаты
В 2009 году Роскосмосом цена строительства космодрома оценивалась в 400 млрд рублей. В 2014 году прозвучала другая цифра – 300 млрд рублей.
В конце 2015 года гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров оценил затраты на строительство космодрома в 100 млрд рублей. Еще порядка 80 млрд, по его словам, уйдет на подготовку оборудования и ракеты-носителя к старту, а также на другие затраты, которые непосредственно не связаны с самой стройкой и строительством инфраструктуры космодрома.
В апреле 2016 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что все строительство Восточного с нуля в тайге, включая стартовый стол, город и дороги при космодроме, оценивается в 104 млрд рублей. "Это уже потрачено", – уточнил Рогозин.
Основная загрузка легла на 2014-2015 годы, в этот период выполнена большая часть работы
Стройка не обошлась без скандала. В апреле 2015 года несколько десятков строителей на космодроме начали голодовку и около 100 объявили забастовку из-за невыплаты положенных зарплат. Для решения ситуации на космодром пришлось ехать лично вице-премьеру правительства Дмитрию Рогозину. По данным Роструда, на тот момент задолженность по зарплате перед 2,6 тысячи строителей превышала 150 млн рублей.
Всего на космодроме построено более 500 зданий и сооружений, 125 километров железных и 115 километров автомобильных дорог.
Перенос без штурмовщины
К осени 2015 года стало понятно, что провести первый старт в предписанные президентским указом сроки не получится из-за многомесячного отставания при строительстве космодрома и неготовности инфраструктуры.
В октябре, за несколько месяцев для предполагаемого старта, на заседании на космодроме Восточный под руководством президента России Владимира Путина было принято решение о переносе первого пуска с 2015 на 2016 год. "Штурмовщины не нужно", – предупредил президент.
Не нужно нам никаких реляций победных, нам нужен качественный результат. Поэтому давайте договоримся: вы заканчиваете работу, связанную с водоснабжением, с электроснабжением, с водоотведением. Нужно готовить аппараты к запуску. И настраивайтесь на первые пуски в 2016 году, где-нибудь весной
Оценка текущего состояния
После многочисленных уточнений, госкомиссия Роскосмоса утвердила дату первого пуска ракеты-носителя "Союз-2.1а" с космическими аппаратами "Аист-2Д", "Михайло Ломоносов", а также наноспутником SamSat-218 на 5:01 мск 27 апреля.
"Основные три идеи, которые вкладывались в космодром Восточный, когда в 2007 году обосновывалась необходимость его строительства, – создание рабочих мест и развитие промышленного производства на Дальнем Востоке, создание кластера инновационного развития вокруг космодрома, привлечение международных партнеров к космической программе", – напомнил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
По его словам, эти задачи решены лишь частично, поскольку производство ракетно-космической техники пока остается в европейской части страны, а его перенос за Урал планируется еще не скоро. "Про инновационные центры пока тоже ничего не слышно. Возможно, министерство Дальнего Востока предпримет необходимые шаги в этом направлении", – сказал он.
О третьем направлении в ходе праздничного концерта, посвященного Дню космонавтики, напомнил президент России Владимир Путин: "С космодромом Восточный во многом связано будущее не только российской, но и мировой космонавтики. Имея в виду, что мы планируем здесь осуществлять пуски в интересах нашей экономики, но и работать вместе с нашими иностранными партнерами в рамках международного сотрудничества".
Авторы: Дмитрий Струговец и Алексей Песляк