Астрофизики из РФ и Италии впервые наблюдали сжимающегося белого карлика

14 ноября, 14:00 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 14, ноября. /ТАСС

Ученые предполагают, что "останки" звезд солнечного типа, в начале своей "жизни" сжимаются из-за постепенного остывания

© Егор Алеев/ТАСС

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Российским и итальянским ученым впервые удалось подтвердить наблюдениями сжатие белых карликов - компактных "выгоревших" звезд на ранней стадии их существования - такой сжимающийся белый карлик обнаружился в созвездии Кормы. Статья об исследовании опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ученые предполагают, что белые карлики, компактные "останки" звезд солнечного типа, в начале своей "жизни" сжимаются из-за постепенного остывания - в течение первого миллиона лет радиус белого карлика, согласно расчетам, может уменьшиться на несколько сотен километров. Однако подтвердить эти предположения наблюдениями было трудно, так как большинство известных белых карликов значительно старше, а надежно измерить их радиус трудно.

Астрофизики под руководством Сергея Попова из Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М. В. Ломоносова наблюдали двойную звездную систему HD49798/RX J0648.0-4418 в 2 тысячах световых лет от Земли в созвездии Кормы. Ученые считают, что компактный объект, период вращения которого составляет всего 13 секунд, в этой системе - это массивный белый карлик возрастом около 2 миллионов лет.

Последние два десятилетия этот объект ускоряется: период его вращения сокращается на семь наносекунд в год. По мнению авторов статьи, расчетная скорость сжатия для белого карлика такого возраста - около сантиметра в год - идеально объясняет происходящее с ним.

"Благодаря этому открытию астрофизики смогут проверять модели эволюции молодых белых карликов и искать похожие системы в галактике", - сказал Попов, чьи слова во вторник приводит пресс-служба МГУ.

По его словам, уникальность двойной системы, которую изучала группа, в том, что белый карлик в ней "как будто подсветили" за счет взаимодействия с соседней звездой, причем так, что это не повлияло на вращение самого белого карлика.