29 декабря 2014, 12:19

Фонд кино призывает кинокомпании отказаться от валютных гонораров актерам

Архив ИТАР-ТАСС/ Александр Саверкин
Глава фонда назвал валютные расходы "наследием из 90-х годов, когда во всех контрактах зарплаты фиксировались в долларах, а потом в евро"

МОСКВА, 29 декабря. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. Фонд кино, наряду с Министерством культуры РФ распределяющий государственную поддержку на производство и прокат российских картин, призывает кинокомпании в связи с экономической ситуацией отказаться от расходов в валюте и оптимизировать производственные бюджеты. Об этом ТАСС рассказал глава Фонда Антон Малышев.

"Действительно, это (валютные расходы) - такое наследие из 90-х годов, когда во всех контрактах зарплаты фиксировались в долларах, а потом в евро. Мне кажется, это не совсем правильно, потому что бюджеты у нас рублевые, источники финансирования, как бы ни крутились и не фантазировали, на 90% рублевые, ну и расходы должны быть на производство в рублях. Тем более что на подавляющее большинство направлений они в рублях и есть. Кроме гонораров отдельных звезд. Но тут вопрос не в желании или нежелании переводить их в рубли, а в том, состоится проект или нет. И значит либо эти звезды не будут сниматься в этих проектах, что, безусловно, повергает меня в грусть и тоску, либо пойдут навстречу коллегам. И я очень надеюсь на консолидацию продюсерского сообщества в том, что все будут придерживаться разумных расценок", - сказал Малышев.

Он также отметил, что сейчас многие компании уже прогнозируют развитие своих проектов, исходя из курса валюты, и пытаются пересмотреть свои расходы.

"Если у них есть зарубежные съемки, они смотрят, нельзя ли перенести их на территорию РФ в более комфортные в этом смысле условия", - уточнил собеседник агентства.

По мнению Малышева, компаниям необходимо также оптимизировать свои расходы на производство фильмов, "поскольку все основные источники производственных средств сужаются".

"Государственная поддержка как минимум не растет, закупочные цены каналов падают, сборы в кинотеатрах тоже нельзя сказать, что растут в разы. В любом случае мы не до конца понимаем, как это повлияет на зрителя - найдутся ли свободные средства для похода в кино. Есть разные по этому поводу прогнозы. Кредитные деньги сильно подорожают, деньги инвестиционно-спонсорские сильно уменьшатся - опять же по понятным причинам. Значит и внутри стоимость производства должна быть немного оптимизирована", - пояснил собеседник агентства.

При этом он отметил, что и возвращаться к практике съемок фильма за 30 млн рублей с минимальным прокатом не нужно. "Мы уже забыли то время, когда российская картина собирает в прокате 30 млн рублей и это считается "победой советского спорта". Мы уже привыкли, что какой-то минимальный уровень есть", - подчеркнул глава фонда.

Доля российских фильмов в этом году останется на уровне прошлогодней

Фонд кино прогнозирует долю отечественных фильмов в российском прокате на уровне прошлого года. "Доля на этот год - у нас впереди еще неделя, такая финишная прямая, - пока мы видим, что она в районе 18% - это практически результаты прошлого года, которые в определенном смысле были рекордными, но важная особенность этого года в том, что, если в прошлом году это были крупные проекты и ровно они двинули эту долю вверх, то в этом году основная доля русского кино - это фильмы со сборами от 100 до 700 миллионов рублей, за исключением, может быть, "Вия", который собрал 1 миллиард 200 миллионов", - сказал Малышев. Он также подчеркнул, что в этом году, по сравнению с 2013 г., увеличилось число релизов отечественных картин - с 60 до 80.

"За последние года три у меня как у зрителя есть ощущение, что когда я прихожу в кинотеатр, то вижу, что в прокате с высокой долей вероятности идет одна-две русские картины. Мы как-то к этому очень быстро привыкли, хотя вообще-то раньше это были "Дозоры" и все. И это было не так давно. Мне кажется, важно, чтобы у зрителя был выбор, чтобы определенное количество крепких российских картин постоянно находилось в прокате", - отметил собеседник агентства.

Российскому кино нужен протекционизм

Глава Фонда кино считает, что для продвижения отечественных фильмов необходим определенный протекционизм. "Личное отношение у меня очень простое: российскому кино даже профессионально и крепко сделанному конкурировать, прежде всего, с американской продукцией крайне тяжело. Мы ради интереса с аналитиками фонда посчитали бюджеты выходящих за год американских картин. Это примерно 300 миллиардов рублей. Если бы у нас была возможность поддержать российские проекты хотя бы на 30 миллиардов рублей в год, мы бы эту долю отечественных фильмов в российском прокате задрали до небес. А у нас в год общие производственные бюджеты картин составляют 5-6 миллиардов рублей. В условиях открытого рынка такой дисбаланс производственных и рекламных бюджетов, безусловно, очень сложно перебороть", - отметил Малышев.

Он напомнил, что попечительским советом фонда поставлена задача добиться доли отечественного кино в 20%. Причем во многих кинотеатрах, по словам Малышева, эта доля есть уже и сейчас. Поэтому разговор о квотах вряд ли необходим. Глава фонда уверен, что введение жестких квот негативно скажется на работе кинотеатров, переживающих не лучшие времена из-за скачка валютного курса. "Если идет разговор о квоте в 20-25%, то почему бы и нет, можем ее зафиксировать. Понятно, что если мы врубим 50% с учетом тех арендных ставок, которые кинотеатры вынуждены сейчас платить, это будет большая проблема", - заключил Малышев. 

Фонд не планирует отказываться от частично возвратной схемы финансирования

Фонд кино не планирует отказываться от частично возвратной схемы финансирования проектов, ранее вызвавшей критику со стороны некоторых продюсеров. "С моей точки зрения, возвратные средства - один из инструментов государственной поддержки. Так же, как субсидирование процентной ставки по кредитам, так же, как безвозвратная поддержка, так же, как поддержка в прокате. Понятно, что для одних проектов это подходит, для других нет", - сказал собеседник агентства.

Он сравнил фильмы  "Горько-2" и "Экипаж": для первого возвратная схема финансирования приемлема, в то время как в случае со второй картиной она многократно усиливает продюсерские риски. "С таким бюджетом фильм-событие может выйти только при определенном проценте безвозмездной поддержки. Это нормально. Но принципиально отказываться от действующего инструмента, который, кроме всего прочего, применяется и в мире, мне кажется, было бы неправильным", - считает Малышев. По его словам, возвратные средства можно назвать "кассой взаимопомощи отрасли", так как, получая деньги от одних компаний, фонд выдает средства другим.