30 марта 2015, 14:44,
обновлено 30 марта 2015, 16:52
Скандалы вокруг театральных постановок

Реакция политиков и деятелей культуры на увольнение директора новосибирского театра

Борис Мездрич. Евгений Курсков/ ТАСС
Борис Мездрич
Борис Мездрич, руководивший театром более десяти лет, уволен после постановки скандальной оперы "Тангейзер"

/ТАСС/. 29 марта Минкульт РФ уволил с поста гендиректора Бориса Мездрича, который руководил театром более десяти лет (в 2001-2008 годах, повторно возглавил театр в 2011 году).

Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя. Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта

Как говорится в письме, размещенном на официальном сайте министерства, Мездрич уволен с поста директора театра "за невыполнение указаний учредителя". Источник в правительстве Новосибирской области пояснил корр. ТАСС, что увольнение связано с постановкой скандальной оперы "Тангейзер".

На место Мездрича назначен Владимир Кехман, гендиректор Михайловского театра.

Калягин: рубим сук, на котором сидим

Председатель Союза театральных деятелей (СТД) РФ Александр Калягин решительно осудил факт увольнения. "Рубим сук, на котором сидим, - констатировал глава СТД. - В провинции мало хороших директоров театров. Их дефицит наблюдается и в Москве. Борис Мездрич - опытнейший директор, он поднимал многие театры. За ним биография человека, который умеет руководить театрами". "Думаю, что увольняя таких людей, мы можем пробросаться профессионалами", - подытожил Калягин.

"Я испытал чувство горечи и несправедливости, узнав об увольнении Бориса Мездрича, - добавил Калягин. - По-моему убеждению, не то действие совершено". "Наказать можно, и, наверное, нужно, потому что за все в театре отвечает директор, - продолжил Калягин. - Можно было объявить выговор, наконец, строгий выговор, вызвать "на ковер". Ведь даже в советские времена существовала такая форма как последнее партийное предупреждение".

Администрация президента: увольнение было вынужденным

"Осуществлена постановка оперы, которая приводит к противостоянию между светской и религиозной общественностью. Министерство культуры было вынуждено вмешаться в ситуацию, опубликовать свою позицию и принять соответствующее кадровое решение", - сказал заместитель руководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов.

Комментируя ситуацию вокруг увольнения директора Новосибирского театра, Песков заметил, что оно связано отнюдь не с постановкой спектакля "Тангейзер". "Я хочу призвать внимательно прочитать формулировку приказа министра культуры, - обратил внимание Песков. - Там не за постановку уволен предыдущий глава театра, а что-то типа - "за нарушение субординации". "Поскольку он - назначенец Минкультуры, федерального уровня, то этот назначенец должен подчиняться правилам субординации, - подчеркнул представитель Кремля. - Это ни коим образом не означает цензуру. Но госслужба есть госслужба".

Киносоюз считает увольнение Мездрича вопиющим произволом

Как заявил ТАСС сообщил глава Киносоюза, режиссер Андрей Прошкин, члены организации считают вопиющим произволом увольнение Мездрича в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". Кинематографисты требуют "немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского".

"Это мнение Киносоюза, наша реакция на произошедшее, - пояснил Прошкин. - Хотя события последнего времени показывают, что сложно будет добиться отмены решения Минкультуры". Режиссер напомнил, что "суд не нашел в постановке ничего предосудительного, а ведомство вступает с ним в спор".

Депутат Нилов: увольнение Мездрича - достойный финал "Тангейзера"

"То, что происходило в Новосибирске, имело явные признаки уголовного преступления. Это было ненормально, это явная провокация и попытка дестабилизировать и осквернить чувства верующих", - заявил сегодня ТАСС глава профильного комитета по общественным организациям и религиозным объединениям Ярослав Нилов.

По его словам, последние кадровые решения в Новосибирской опере - "это закономерный итог". "Такое творчество хорошо закончится не могло. На одной чаще весов лежал кураж режиссера, а на другой жизнь простых людей. Увольнение - это попытка предотвратить волнения в обществе", - сказал Нилов.

Депутат Казакова: опера "Тангейзер" оскорбила многих

"Я не могу относиться положительно к постановке "Тангейзер". Вещи, которые оскорбляют религиозные чувства людей, не могут заслуживать уважения", а опера "Тангейзер", "сыграв на очень ранимой теме, обидела многих", считает депутат Госдумы от "Единой России", руководитель партийного проекта "Культура и время" Ольга Казакова.

По ее мнению, работы других режиссеров показывают, что можно создавать интересные вещи, не играя "на грани фола". "Можно обходиться без голых сцен, мата, без нарушения нравственных принципов. Можно делать без всего этого хорошие постановки и на них будут идти зрители", - убеждена парламентарий. "Почему наши режиссеры не используют нравственные ориентиры? Зачем в угоду кассовому сбору надо делать такие вкрапления, которые нарушают все нравственные принципы?", - задается вопросом Казакова.

Комментируя приглашение генерального директора Большого театра Владимира Урина постановщика "Тангейзера" Тимофея Кулябина к сотрудничеству, депутат выразила уверенность, что "после скандала в Новосибирске все работодатели сделают вывод". "Работу режиссера обычно оценивают комплексно. Возможно, Кулябин проявил себя хорошо в других постановках. Но опера "Тангейзер" оскорбила многих, а работодатели думают прежде всего о зрителях и отталкиваются в своих решения от их реакции", - цитирует заявление Казаковой пресс-служба "Единой России".

Режиссер Бурляев: новосибирская постановка "Тангейзера" не талантлива и скучна

Народный артист РФ, член Патриаршего совета по культуре, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Николай Бурляев считает постановку оперы  "Тангейзер" Новосибирского театра оперы и балета не талантливой и вторичной.

"Я видел эту оперу, так что мог составить собственное представление, - сказал Бурляев. - Считаю, что если бы не общественный резонанс, не было бы никакого предмета для обсуждения. Эта постановка не талантлива, вторична, с претензией на новаторство. Уже стало штампом подобное осовременивание классики, когда героев разных эпох одевают в современные костюмы. Просчет режиссера виден сразу, с первых же тактов музыки Вагнера заметна ее нестыковка с действиями актеров. Такое ощущение, что их не обучали ни пластике, ни сценодвижению".

По оценке актера и режиссера, "спектакль попросту скучный". "И это все нужно прикрывать, поэтому на сцену выводят обнаженных девиц", - добавил Бурляев.

"О серой постановке говорить не хочется, обсуждать было бы нечего, если бы не появление постера, который ударил по чувствам русского народа, - продолжил актер. - Как известно, в  нашей стране православных людей 85 проц. И то, что было показано на плакате - омерзительно. Нельзя посягать на самое сокровенное, это взрывоопасно".

Николай Бурляев убежден, что решение Минкультуры об отстранении от должности директора театра Бориса Мездрича было "правильным". "Он нес ответственность за эту постановку, мог внести свои коррективы", - пояснил актер. Также он добавил, что с тревогой узнал о том, что генеральный директор Большого театра Владимир Урин предложил режиссеру "Тангейзера" Тимофею Кулябину поставить в ГАБТе спектакль. "Оцениваю этот жест как вызов обществу, - сказал Бурляев. - Урину надо задуматься, чтобы его не постигла та же участь, что и директора Новосибирского театра. Молодой провокатор Кулябин может просто его этим подставить".