20 мая 2015, 20:58

Документы ФСО и Росархива раскрыли военные тайны Кремля

ФСО
Все материалы конференции "Москва. Кремль. Победа" обещают опубликовать на сайтах Федеральной службы охраны, Росархива и МГУ

МОСКВА, 20 мая. /Корр. ТАСС Вероника Романенкова/. В Кремле прошла конференция "Москва. Кремль. Победа". 

В ней приняли участие лучшие российские специалисты по Кремлю собрались, они впервые  представили рассекреченные документы и обменялись собранными данными.

Все материалы форума обещают опубликовать на сайтах Федеральной службы охраны (ФСО), Росархива и МГУ, организовавших встречу.

Самая важная тайна

"Московский Кремль - место закрытое, а его деятельность как штаба Победы практически не изучена", - считает декан исторического факультета МГУ академик Сергей Карпов. Он констатирует, что тысячи документов были засекречены и по сей день имеют гриф ограниченного пользования, и без них невозможно полное и доскональное изучение истории военных лет.

В марте 1918 года в Кремле разместились органы власти Советской России, его территорию закрыли от посторонних. Официальный представитель ФСО доктор исторических наук Сергей Девятов объясняет закрытость многими причинами, среди которых, например, жесткое противостояние с противниками большевиков, тяжелая социальная обстановка. "Большевики долго оставались на конспиративном положении и продолжали по привычке жить по этим правилам, уже придя к власти", - отмечает историк.

Для примера он процитировал записку Ленина Сталину, датированную началом 1920-х годов, в которой вождь пролетариата пишет, что "для конспиративного общения целесообразно продлить Усовскую железнодорожную ветку" и на дрезине перемещаться по ней между дачами на Рублево-Успенском шоссе.

По оценке представителя ФСО, до начала войны Кремль "был самым защищенным местом на территории СССР". "Чтобы представить степень обеспечения защиты, могу сообщить, что до начала войны именно на территории Кремля на глубине более 60 метров в специально прорубленной скважине хранился весь запас радиоактивных обогащенных материалов, который существовал в СССР на 1941 год", - сказал Девятов. Он уточнил, что "в 1941 году эти материалы были вывезены".

С началом Великой Отечественной Кремль стал военной цитаделью, отметил Девятов. В 8:30 мск 22 июня 1941 был подписан приказ, изменивший режим допуска на территорию резиденции, охрана и гражданский персонал перешли на казарменное положение. При этом значительная часть профессионально охранявших Кремль людей ушла на фронт, чтобы составить элитные снайперские отряды.

"Кремль восемь раз подвергался бомбежкам, нес человеческие потери, о которых не говорилось, но за время войны не произошло ни одного ЧП, в котором пострадали бы первые лица или высокие иностранные гости. Система охраны самого Кремля была такой, что никаких угроз для руководства страны не было", - подчеркнул представитель ФСО.

Тем не менее, по его словам, 15 октября 1941 года был подготовлен проект приказа по НКВД, предусматривающий эвакуацию высшего руководства из Кремля. "Планировалось два варианта вывоза - железнодорожным транспортом или автомобильным в Ногинск, Владимир, Нижний Новгород и Куйбышев (Самара), но приказ не только не был приведен в исполнение, но даже остался неподписанным", - рассказал Девятов.

Он впервые продемонстрировал еще один документ об эвакуации из Кремля, состоящий из шести пунктов и касающийся вывоза ценностей, в частности, Оружейной палаты и Алмазного фонда. Данный план был выполнен полностью. Историк заметил, что уже ранее известный документ об эвакуации тела Ленина был подписан позже, чем приказ о вывозе кремлевских ценностей.

Кремлевские жители

Научный сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО Валентин Жиляев рассказал о "мелочах" повседневной жизни Кремля в годы войны. "К началу войны госохрана обеспечивала охрану 25 политических и военных руководителей СССР, из них семь (Сталин, Молотов, Калинин, Андреев, Ворошилов, Каганович, Микоян) проживали на территории Кремля", - отметил он, добавив, что еще одна квартира на Коммунистической улице Кремля (ныне Дворцовая) была закреплена за Ждановым, который за время войны приезжал в Кремль девять раз.

Если до революции Кремль населяли царские служащие, а также монахи и монахини разрушенных в 1929-1930 Чудова и Вознесенского монастырей, то в 1918 году они были выселены, и появились новые обитатели, обеспечивавшие жизнь и работу новых властей. В пиковые моменты население Кремля превышало две тысячи человек. По данным Жиляева, к началу войны на территории Кремля всего проживали 68 семей из 239 человек, в основном семьи пенсионеров. Кроме того, здесь дислоцировался полк специального назначения, другие военные подразделения и проживали семьи командиров.

Документы свидетельствуют, что в Кремле готовились к войне. Так, "с 17 января 1941 года стали развертывать зенитную артиллерию - в этот день комендант Кремля был проинформирован особым отделом корпуса ПВО Москвы о размещении в окружении Кремля 54 боевых позиций зенитно-пулеметного полка", - сообщил Жиляев.

С марта 1941 года непосредственно в Кремле приступили к учениям по светомаскировке, ежедневно отключалось электрическое освещение и обязательно зашторивались окна. Уже в мае светящихся окон в Кремле не было.

К концу июля 1941 население Кремля сократилось - в Куйбышев эвакуировали все семьи. Тем не менее для оставшихся жизнь военного времени шла своим чередом. Изучив архивы пропусков в Кремль, Жиляев подсчитал, что только за ноябрь 1941 в Кремле 11 раз побывал личный парикмахер Сталина Матвеев. Один раз из Куйбышева в сопровождении воспитательницы Бычковой к Сталину приезжала дочь Светлана.

"Осенью 1941 в Кремле, как и во всей Москве, были перебои с водо- и электроснабжением, а с января 1942 жители Кремля были вынуждены посещать общественные бани за Кремлевскими стенами", - рассказал сотрудник ФСО. Зато, по его словам, в Кремле активно работал кинотеатр, руководство страны просматривало в основном трофейную кинохронику.

В 1942, когда непосредственная угроза Москве отступила, в Кремль стали возвращаться уехавшие члены семей. "С декабря 1942 по июль 1943 в Кремль был допущен 431 посетитель, 79 из них проходили в особый сектор, но в квартире Сталина побывал лишь один посетитель - будущий автор музыки гимна Советского Союза Александр Александров", - рассказал Жиляев.

В июне 1944 года впервые после трехлетнего перерыва Боровицкие и Спасские ворота, предназначенные для въезда транспорта в дневное время, стали оставаться открытыми. 30 апреля 1945 года вновь были зажжены пять звезд на башнях Кремля.

Как защищали Кремль

Комендант Кремля Сергей Хлебников считает, что успех защиты Кремля во многом принадлежит первому командиру кремлевского полка Азаркину. На его взгляд, "именно Азаркин, обладающий высшим военным образованием, подготовил военнослужащих кремлевского гарнизона, чтобы они с первых минут войны смогли действовать четко". "Азаркин по навету был осужден и расстрелян в 1937", - напомнил Хлебников.

По данным научного сотрудника Центра по связям с прессой и общественностью ФСО Ольги Кайковой, руководство кремлевских служб, предвидя начало войны, собиралось начать подготовку заблаговременно. "В мае 1939 комендант Кремля направил в ЦК партии записку с предложениями разработать меры по отражению воздушных атак и маскировке, но инициатива отклика не нашла, ответа не последовало, к началу войны Кремль не был замаскирован", - рассказала она.

Наиболее драматичным для Кремля был период с 22 июля 1941 по 29 мая 1942, за эти месяцы на Кремль было сброшено 15 фугасных бомб, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба - 600-литровая бочка с нефтью. "Были жертвы среди личного состава госохраны, серьезные разрушения зданий с ущербом более трех миллионов рублей", - перечислил Жиляев.

Однако он отметил, что не было отмечено ни одного загорания, кроме одного упавшего и сгоревшего на Троицком мосту реостата в августе 1941.

В конце июля 1941 на Большом сквере Кремля установили две зенитных батареи, на крышах были размещены пять зенитных пулеметных расчетов, один из них под руководством лейтенанта Ходырева погиб. Лишь с августа 1941 в Тайницком саду началась интенсивная практическая подготовка личного состава к отражению возможного штурма немецкими войсками Кремля. "У гарнизона было три варианта действий - стоять до последнего в Кремле, эвакуация правительства, и в октябре 1941 весь гарнизон мог бы отправиться на фронт для обороны Москвы по киевскому и белорусскому направлениям", - отметил Жиляев.

По его данным, в распоряжении гарнизона были шесть легких танков и пулеметы.

Кремль замаскированный

Кайкова показала на конференции фотографию, сделанную немецким летчиком накануне первой бомбардировки Кремля 22 июля 1942. "Сложность была в том, что Кремль резко выделяется на общем фоне Москвы, река и стены - прекрасные ориентиры, золотые купола колокольни Ивана Великого и исключительно зеленые крыши построек ярко выделялись на фоне типичных красных московских крыш, плюс низкая плотность застройки и огромные участки зелени. То есть не узнать объект невозможно", - считает специалист.

26 июня 1941 появились первые эскизы маскировки Кремля, разработка велась под руководством академика архитектуры Бориса Иофина. 10 июля было выпущено специальное постановление о проведении маскировки, которой занималась комендатура Кремля. Но план был утвержден через четыре дня, хотя некоторые эскизы - еще спустя 10 дней.

Чтобы кардинально изменить облик Кремля, были проведены плоскостная и объемная маскировки. Все здания были перекрашены под жилые кварталы, а колокольня Ивана Великого и ее купола окрасились в серый цвет и стали не видны с воздуха. На крышах зданий были нарисованы серые полосы - якобы асфальтовые дороги.

"Объемная" часть работ включала постройку макетов. Так, были полностью застроены Красная площадь и Тайницкий сад, мавзолей Ленина укрыт чехлом, имитирующим трехэтажный дом, а на Москве-реке воздвигнут еще один мост. Конечно, были погашены и накрыты кремлевские звезды.

"К августу 1941 Кремль обрел другой облик, но после 1942 года стал постепенно освобождаться от маскировки", - отметила Кайкова.

Она заверила, что в архивах ФСО хранятся подлинники эскизов, чертежей и рисунков маскировки, некоторые из которых достигают нескольких метров в длину. Сейчас они рассекречены и выступают экспонатами на выставках.

Обед никто не отменял

Советское руководство достаточно активно общалось во время войны с союзниками, в Кремль приезжали делегации и лидеры (генерал Шарль де Голль и Уинстон Черчилль). Их нужно было встречать, размещать, охранять, кормить. Как рассказал представитель Института российской истории РАН Владимир Невежин, в программу визитов входили банкеты в Екатерининском зале первого корпуса Кремля - всегда в форме обеда, что является высшей формой дипломатического протокола. С 31 июля 1941 по 13 августа 1945 в Кремле дали 22 приема в честь союзников, 21 из которых от имени Сталина и один - Калинина. Присутствовали от 20 до 100 человек.

"Кремль должен был продемонстрировать мощь, силу, власть, не сломленные дух и возможности, поэтому составление меню застолья было сильной головной болью", - уверен Невежин.

Он отметил, что на обеспечение всего визита иностранной делегации выделялось до 200 тысяч рублей, в эту сумму входили и расходы на банкет. Сохранились меню обедов тех лет - с черной икрой, редкими рыбами, пирогами. Одно из них исправлено рукой руководителя Особой кухни: молочный поросенок заменен на молодого барашка, чтобы добавить к традиционным блюдам русской и европейской кухни кавказского колорита.

Чтобы помнили

В 1941 году в СССР был создан новый руководящий орган - Государственный комитет обороны, состоявший из пяти человек под руководством Сталина. Таким образом, на время войны сложилась особая система высшей власти - к действующим органам добавился ГКО, что означало усиление коллективного элемента в руководстве. Неизвестно ни одного факта репрессий за годы работы ГКО. Однако в 1945 Сталин эту систему изменил, переведя все в довоенное состояние.

ГКО, как и ставка верховного главнокомандующего, базировался в Кремле, который стал настоящим штабом Победы, считает Хлебников. С точки зрения безопасности и охраны этих структур он отмечает лишь один инцидент в военные годы - покушение на Микояна, случившееся в 1942 году. Девятов уточнил, что "покушение готовил террорист-одиночка, который был уверен, что жертвой станет Сталин". Покушение произошло не в Кремле, а на Красной площади, злоумышленник был взят живым, а смертный приговор ему вынесли лишь в 1950.

"История, к сожалению, часто бывает орудием политики сегодняшнего дня. Тот, кто владеет прошлым, распоряжается настоящим и будущим, поэтому всегда будет соблазн переписать страницы истории", - считает Хлебников. По его словам, "это мы видели на межгосударственном уровне, особенно в дни подготовки к 70-летию Победы, особенно со стороны западных партнеров, да и внутри страны, были попытки уцепиться за отдельные факты, а не видеть полную картину".

Комендант Кремля признался, что на конференции впервые столкнулся со столь полным изложением фактов об истории войны и Кремля. Хлебников заверил, что Президентский полк, сейчас несущий службу в Кремле, бережно хранит память о событиях прошлого, проводит встречи с ветеранами и ведет поисковую работу. Хлебников сообщил, что к 80-летию полка, которое будет отмечаться в мае 2016, в Александровском саду появится мемориальная доска в память о воинах-зенитчиках, защищавших Кремль.