Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Российские музеи не боятся интереса европейских приставов к своим экспонатам

27 июня 2015, 9:29 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Светлана Янкина
Ранее министр культуры Владимир Мединский выразил опасение, что западные страны могут попытаться арестовать находящиеся на их территории российские объекты культуры
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 27 июня. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Крупнейшие российские музеи не отзывают экспонаты, отправленные на зарубежные выставки, так как не ожидают их ареста для погашения претензий компании Yukos Universal Limited. Все произведения искусства имеют государственные гарантии возврата в РФ, рассказали ТАСС главы Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи и Музеев Московского Кремля.

Постоянная палата третейского суда в Гааге в июле прошлого года обязала Россию выплатить почти $50 млрд компаниям, аффилированным с бывшими акционерами ЮКОСа. РФ высказала категорическое несогласие.

На минувшей неделе стало известно, что судебные приставы в Бельгии и Франции в рамках решения суда пытаются использовать российское имущество для погашения претензий компании Yukos Universal Limited.

После этого министр культуры РФ Владимир Мединский выразил опасение, что ряд западных стран могут попытаться арестовать находящиеся на их территории российские объекты культуры. При этом он напомнил, что прецедентов такого уровня в мире еще не было.

Шедевры под защитой

В Музеях Московского Кремля уверены, что межмузейный обмен продолжится, несмотря на новую ситуацию.

"Целый ряд европейских стран, таких как Германия, Франция, Великобритания и другие, подписали соглашения, которые декларируют, что культурные ценности не являются предметом претензий со стороны третьих лиц", - рассказала ТАСС директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Также, отметила она, соответствующими документами гарантируется возврат произведений искусства в Россию правительствами Италии, Чехии и некоторых других стран, "и без такого рода гарантий министерство культуры не дает разрешения на вывоз музейных предметов".

На ближайшее время у Музеев Кремля за границей запланирована только одна выставка - "Оружейная сокровищница русских самодержцев" в Шанхайском музее.

"Что касается проектов на территории Кремля, то и они проходят по плану, сейчас никто из партнеров не отказывается выполнять свои обязательства. На выставке "Рыцарские ордена Европы" мы демонстрируем уникальные знаки ордена Подвязки императора Александра II из Королевской коллекции Великобритании, которые нельзя было бы получить без специального разрешения королевы Елизаветы II", - рассказала Гагарина.

В перспективных планах - проект с одним из королевских замков Дании, Колдингом, где собираются показать произведения фирмы Фаберже, а в лондонском Музее Виктории и Альберта - драгоценности, стилистически связанные с русским авангардом.

"Пока идет подготовка и ведутся переговоры. Не думаю, что история с решением Гаагского суда может повлиять на их ход и, тем более, привести к отмене выставок ", - резюмировала собеседница агентства.

Гарантии возврата

Третьяковская галерея предоставила экспонаты для нескольких зарубежных выставок. В Китайском художественном музее представлено искусство ХХ века, в Национальном музее Китая - "Волжское эхо. Шедевры передвижников", а в Замке Глубока над Влтавой с 26 июня показывают проект "Репин и русские художники конца 19-начала 20 века". По словам директора музея Зельфиры Трегуловой, о досрочном возвращении картин речь пока не заходила.

"Мы - подведомственная Минкультуры организация. Естественно, если подобное распоряжение поступит, мы не можем ему не подчиниться", - сказала она ТАСС.

Минкультуры по вопросу о возможности возврата предметов искусства пока ничего не сообщало.

Директор крупнейшего музея национального искусства отметила, что существующая в России система контроля за временным вывозом экспонатов за рубеж очень жесткая, без государственных гарантий возврата от принимающей стороны невозможно получить разрешение на вывоз культурных ценностей. Единого регламента на этот счет не существует, каждая страна принимает собственные законы. Например, в Великобритании в свое время под угрозой срыва из-за возможных претензий дореволюционных владельцев картин находилась выставка "Из России. Французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов" из четырех ведущих музеев - Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и ГМИИ им. Пушкина. Российская сторона потребовала законодательных гарантий того, что все картины музеев-участников вернутся на родину. В результате переговоров, британское правительство досрочно 31 декабря 2007 года ввело в действие соответствующий закон, и уникальная по составу и масштабу выставка открылась в срок.

"Гипотетически, если предположить, что выданная госгарантия нарушается, то можно представить себе, какой резонанс будет во всем мире. Единократное нарушение этого закона повлечет за собой катастрофические последствия для обмена международными выставками - этой госгарантии не будет после этого доверять ни один музей мира", - считает Трегулова.

Вместе с тем, в 2010 году из-за так называемой "Библиотеки Шнеерсона" полностью прекратился российско- американский обмен музейными экспонатами. В конце июля 2011 года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции Шнеерсона, хранящихся в России, где не согласились с вынесенным решением и выдвинули иск США о возвращении семи книг из коллекции Шнеерсона. В то же время, музеи были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США из-за отсутствия защиты от претензий третьих лиц, в ответ американские музеи также приняли подобные решения.

Тем не менее, отметила Трегулова, на уровне негосударственных фондов и частных лиц обмен культурными ценностями не прекращен. Так, в принадлежащей Рональду Лаудеру нью-йоркской "Новой галерее" сейчас проходит выставка "Русский модернизм" с произведениями из коллекции Петра Авена. "Между Третьяковской галереей и частным Музеем русского искусства в Миннеаполисе подписан договор об участии 30 картин Гелия Коржева из собрания этого музея в ретроспективной выставке в Москве в 2016 году", - рассказала директор музея.

Гоген и Матисс едут домой

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина ждут возвращения с гастролей своих шедевров. В частности, в выставочных залах Квиринальского дворца в Риме только что завершилась выставка "Матисс. Арабеска", а близ Базеля в Фонде Бейлера еще несколько дней можно увидеть экспозицию "Гоген". Для этих международных проектов ГМИИ предоставил несколько картин, например, "Зору на террасе" Анри Матисса и "О, Таити, чудесный край! Сбор плодов" Поля Гогена.

"Все проходит абсолютно по плану, никаких препятствий и затруднений с получением экспонатов обратно у нас нет. Мы ничего специально не отзываем", - сказала ТАСС директор Пушкинского музея Марина Лошак.

В ГМИИ им. Пушкина не понаслышке знают о том, как произведения искусства становятся заложниками обстоятельств. В 2005 году шедевры французской живописи, в том числе полотна Дега и Моне, были арестованы в Швейцарии по запросу компании Noga, но вскоре все равно вернулись в Россию.

"Любые политические и иные ситуации не должны сказываться на музейном обмене. Культурные институции, наоборот, должны сохранять и укреплять отношения между странами", - уверена Лошак.

Сейчас в музее готовятся к запланированному на 2016 год перекрестному году культур Россия-Греция, большому проекту о европейском послевоенном искусстве с участием немецких и бельгийских музеев и выставке "Река Конго" из парижского Музея на набережной Бранли.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама