ПАРИЖ, 12 июля. /Корр. ТАСС Михaил Тимофеев/. Большая художественная выставка, посвященная русскому авангардному искусству начала XX века, открылась в Монако. Она организована в рамках Года России, проводимого в этом княжестве на юге Европы. Вернисаж выставки посетил князь Монако Альбер Второй.
В залах "Гримальди форума" в экспозиции выставки "От Шагала до Малевича: революция авангарда" представлены около 150 произведений 40 ведущих фигур русского ар-нуво, в частности Кандинского, Родченко, Татлина, Кончаловского и, разумеется, самих Шагала и Малевича. Бесценные картины, ряд из которых никогда не выставлялся на Западе, предоставлены как крупнейшими музеями РФ, так и ее региональными музеями, российскими и западными коллекционерами. Также большой вклад в выставку внесли центры современного искусства Франции, Испании и Греции.
Экспозиция охватывает наиболее интересный период творческих исканий российских авангардистов - с 1905 по 1930 год. В обширных помещениях "Гримальди форума", насчитывающих 4 тыс кв м, она выстроена в соответствии с основными художественными течениями и событиями: "Лучизм и кубофутуризм", "Неопримитивизм", "Конструктивизм и супрематизм", "Еврейский театр Шагала", "Абстракция" и ряд других. Один из залов посвящен рисункам, эскизам и другой графике российских авангардистов - эти работы мало известны на Западе.
Зрителям с помощью электроники предоставлена даже возможность создать в одном из помещений временный собственный вариант экспозиции и сфотографироваться на его фоне.
Как подчеркивает куратор выставки, видный французский эксперт и искусствовед Жан-Луи Прат, "произведения российских авангардистов обладают необычайно выразительным художественным языком", они "реально передают нам ощущения людей, осознавших, что им довелось жить в новую эпоху, эпоху перемен, начавшуюся с российской революции 1905 года". "Это настолько яркие, щедрые и оригинальные произведения, что наша сегодняшняя жизнь на Западе по сравнению с ними может показаться гораздо более тусклой. Перед нами творчество людей, свидетельствующее о необычайно богатой культурной жизни России тех лет. Это мечта людей о новом мире, основанная на тех надеждах, с которыми для этих художников была связана революция в России. Это беспрецедентное по своей значимости в искусстве творчество, кардинально отличное от прежнего искусства ", - отметил специалист.
Жан-Луи Прат приветствовал расширение связей с российскими музеями, предоставившими шедевры для выставки, в частности с Третьяковской галереей, Пушкинским музеем изобразительных искусств, Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга.