31 августа 2015, 10:09

Серебренников ищет нового директора "Гоголь-центра"

Кирилл Серебренников. Станислав Красильников/ ТАСС
Кирилл Серебренников
Эта должность вакантна после ухода Анастасии Голуб

МОСКВА, 31 августа. /Корр.ТАСС Ольга Свистунова/. Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников ищет нового директора возглавляемого им театра и в ближайшие дни начнет переговоры с кандидатами. Об этом сам режиссер сообщил в понедельник в интервью ТАСС.

Ранее глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский сказал журналистам, что ждет от Серебренникова кандидатуру на пост директора "Гоголь-центра", эта должность вакантна после ухода Анастасии Голуб.

"Я откликнулся на предложение Александра Кибовского самолично найти директора", - отметил режиссер. При этом он добавил, что "Гоголь-центр" - государственное учреждение, а не частный театр, и найти директора - отчасти и дело департамента культуры.

"Я говорил Александру Кибовскому, что в этой ситуации буду работать с любым директором, которого департамент предложит, но неожиданно для себя из СМИ узнал, что, оказывается, директора должен найти я сам, - пояснил Серебренников. - И я ищу. В ближайшие дни у меня запланированы встречи с разными людьми, среди которых есть опытные профессионалы. Главное, чтобы предложенную нами кандидатуру утвердили на совете директоров театров, в чем у меня нет стопроцентной уверенности".

О предыдущем директоре

В последнее время у меня сложилось впечатление, что кто-то дал команду уничтожить "Гоголь-центр", представив это таким образом, что мы сами привели театр к краху, мол, они такие идиоты, что от них даже директор ушла", - сказал режиссер. О предыдущем директоре Анастасии Голуб, которая занимала этот пост с марта по июль, он отзывается позитивно.

"Настя - человек очень профессиональный и активный. Она продуктивно и успешно работала над тем, чтобы сократить плановый дефицит. Была погашена текущая кредиторская задолженность, сокращены расходы, увеличены продажи билетов, на ряд спектаклей добавлено количество мест в зрительном зале, увеличены цены на билеты на некоторые спектакли, репертуар театра был сверстан таким образом, чтобы обеспечить максимальную загруженность сцены. Настя создала при театре попечительский совет, нашла спонсоров, - перечислил Серебренников. - Мы добились, что процент месячной продажи билетов с марта по июнь у нас составлял 80-90%. В июне, когда театральная жизнь затухает, у нас зал был битком, причем цены на билеты были не такие демократичные, как я хотел прежде, но это, к сожалению, вынужденная мера".

По словам режиссера, с мая департамент культуры вообще прервал связь с "Гоголь-центром". "В начале апреля мы с Анастасией Голуб встретились с Александром Кибовским. Долго разговаривали и придумали экономическую модель нашей дальнейшей жизни. Как мы погашаем долг, какие шаги мы делаем для выхода из кризиса. Департамент предложил вариант погашения задолженности из субсидий наших следующих сезонов (2016, 2017, 2018 год)", - рассказал Серебренников.

"У нас небольшая субсидия. Этот вариант для нас был непростым. Но мы на него согласились. По договоренности с департаментом провели в театре пресс-конференцию, где рассказали о наших экономических проблемах. Дальше - начали долгую, серьезную работу по выработанному вместе с департаментом культуры плану, - продолжил собеседник агентства. - Мы приготовили на несколько лет дорожную карту, произвели сокращения по штату, нашли инвесторов на будущее. Мы расписали пошагово нашу экономическую жизнь. Каждый шаг Анастасия Голуб еженедельно согласовывала с департаментом. Многие инвесторы просили письмо за подписью главы департамента о том, что департамент рад, что "Гоголь- центр" поддерживают. Но, несмотря на наши многочисленные просьбы, письма не подписывались".

Дальше, по словам Серебренникова, "произошло удивительное". "Департамент перестал отвечать на звонки и письма. Вообще. В середине июля мы поняли, что это молчание совсем не случайное: нам сказали, что договоренности наши не имеют силы, они отменены, - говорит Серебренников. - Настя сделала еще несколько попыток разговора с департаментом, но, так и не найдя взаимопонимания, покинула свой пост. На мое большое удивление департамент подписал заявление молодого, талантливого директора. И следующим шагом объявил меня и. о. директора. Для меня это стало полной неожиданностью и шоком, потому что я всегда говорил, что в экономике не разбираюсь и никаким директором быть не могу и никогда не буду. Я написал несколько официальных писем в департамент с отказом занять эту должность (в театре есть исходящие номера), но ответов на них не получил. Департамент в разных интервью продолжает говорить, что я и. о. директора. Это совершенно не так".

Табаков предложил помощь "Гоголь-центру"

Худрук "Гоголь-центра" также опроверг информацию о том, что у театра долги около 80 млн руб. "Нет, таких долгов и не было, - заявил режиссер. - Эта цифра возникла как анонимный вброс каким-то СМИ, и дальше все начали перепечатывать эту информацию. На пресс-конференции мы говорили о том, что это плановый дефицит до конца 2015 года, если срочно не принимать какие-то меры. То есть это предполагаемый долг в случае худшего варианта развития событий. Но, как я сказал ранее, работа велась нами активная, и кредиторскую задолженность удалось сократить, налоговые долги не без помощи департамента выплатить, к тому же мы хорошо зарабатывали эти полгода". "Сейчас у "Гоголь-центра" нет долга. Долгов нет, но и средств на счете тоже нет", - заявил Серебренников.

"Я сейчас часто слышу обвинения в свой адрес, что жили не по средствам, расходовали не пойми на что. Но давайте разберемся. Я пришел в этот театр на определенных, согласованных с департаментом культуры условиях. Я создал новую концепцию развития театра, предложил ее департаменту, Департамент ее утвердил. И я начал работать. Мне необходимо было снять старый репертуар и создать новый. Я это сделал. За 2,5 года в репертуаре театра появилось более двадцати новых названий. Мне удалось сформировать труппу - это и старые артисты МДТ им. Гоголя, и молодые артисты - мои недавние выпускники, кто-то перешел к нам из других московских театров. И скажу не без гордости: сейчас это одна из лучших трупп Москвы", - отметил режиссер.

"Изначально, когда я согласился начать этот проект под названием "Гоголь-центр", у меня была договоренность с департаментом о выделении дополнительных средств, так как понятно, что без инвестиций, на годовой бюджет театра, каким он был до "Гоголь-центра" (кстати, именно таким он сейчас и является), это сделать невозможно. В первый год департамент выполнял договоренности, - рассказал Серебренников. - Потом ситуация поменялась, деньги перестали выделять. Я нашел спонсоров, чтобы достойно реализовать программу, которую обещал. Но в какой-то момент из-за самых разных обстоятельств, от нас не зависящих, спонсоры ушли, а механизм производства спектаклей был уже запущен. Начал расти долг. Нами были допущены некоторые экономические ошибки. Но мы в них честно признались и начали искать пути их исправлять".

"А теперь о приятном, - добавил Серебренников. - Буквально несколько дней назад мне позвонил Олег Павлович Табаков и предложил финансовую помощь. "Мы знаем, что "Гоголь-центр" в сложном положении", - сказал Олег Павлович, заверив, что МХТ имени Чехова готов помочь. Такой же звонок поступил из Театра наций. Эти звонки для меня невероятно дороги. Ибо есть ощущение поддержки и дружеского плеча. Есть ощущение сообщества. Это очень важно".

Планы нового сезона

Несмотря ни на какие обстоятельства, "Гоголь-центр" продолжает работать. Новый сезон он откроет 15 сентября премьерой спектакля "Кому на Руси жить хорошо" по Некрасову. "Спектакль создается из внебюджетных средств в рамках фестиваля "Черешневый лес", в нем занята практически вся труппа", - сказал Серебренников, который и ставит спектакль. На 19-20 сентября намечена еще одна премьера - "Русские сказки". "Это театральный квест по русским сказкам из коллекции Афанасьева", - пояснил худрук, особо отметив, что авторами спектакля, по сути, является весь коллектив "Гоголь-центра".

В дальнейших планах Серебренникова поставить спектакль "Чайковский". Также, по его словам, задумана поэтическая трилогия о Маяковском, Мандельштаме и Пастернаке. Вместе с Серебренниковым над этими спектаклями будут работать Антон Адасинский и Максим Диденко. "Разумеется, все это случится, если театр продолжит существование и его не закроют по каким-либо причинам, тем более у нас продолжается ремонт, и на днях к нам уже присылали комиссию по проверке состояния театра", - сказал режиссер.

А в заключение резюмировал, что за три года в "Гоголь- центре" прошло 250 событий, включая спектакли, концерты, кинопремьеры, выставки, лекции, презентации книг. "Нас нельзя обвинить в неэффективности. И важно то, что мы не занимаемся политикой. Мы занимаемся искусством. И для меня сейчас это главный лозунг. Для меня важно это место, люди, которые здесь работают. И у нас очень много планов на будущее", - заявил режиссер.