В Петербурге открылась выставка, посвященная Майе Плисецкой

Майя Плисецкая, 2010 год. Владимир Астапкович/ ТАСС, архив
Майя Плисецкая, 2010 год

В рамках выставочного проекта кутюрье разработали авторские наряды по мотивам творчества балерины и представили их в экспозиции

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 октября. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Выставка "Божественная Майя", подготовленная к 90-летию со дня рождения выдающейся балерины Майи Плисецкой, открылась в пятницу в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - филиале Музея театрального и музыкального искусства.

Специально для этой выставки балерина передала свои артистические костюмы, созданные ее близким другом Пьером Карденом. В этих платьях она выходила на сцену в балетах "Дама с собачкой" и "Чайка".

По словам директора музея Натальи Метелицы, авторам выставки хотелось познакомить публику не только с музейными материалами, костюмами и фотографиями Майи Плисецкой, но и "наглядно показать ее влияние на мир моды". В рамках выставочного проекта кутюрье разработали авторские наряды по мотивам творчества Плисецкой и представили их в экспозиции.

Один из участников проекта - петербургский модельер Татьяна Парфенова, которая была знакома с балериной с начала 1990-х годов и выполняла ее заказы. "В повседневной жизни Плисецкая одевалась очень лаконично, спокойно - длинные свитера и брюки, - отметила она. - В дизайнерской одежде она чувствовала себя органично: не переделывалась и не приспосабливалась. И стереотип восприятия возраста - "увядающая красота" - к ней никак не подходил".

Как рассказала Парфенова, первоначально она собиралась сделать для выставки особенное платье, а потом подарить его Майе Михайловне. Когда ее не стало, модельер решила сделать платье-объект "До дна", который не предназначен для ношения. На платье высотой 3 метра изображен ныряющий лебедь.

Дизайнер Алена Ахмадулина в своей композиции "Лебедь" - белой печке с черными перьями - соединила образы Одетты и Одиллии. А работа Татьяны Котеговой с оборками цыганского платья напоминает о еще одном сценическом шедевре Плисецкой - Кармен. В экспозицию вошли также работы Елены Бадмаевой, Яниса Чамалиди, Стаса Лопаткина, Игоря Гуляева, Ия Йотса, Владислава Аксенова, Ларисы и Александра Погорецких и др.

Как рассказал корр. ТАСС композитор Родион Щедрин, который 56 лет был мужем и творческим соратником балерины, "Майя Михайловна не раз говорила, что мечтала бы жить в XXIII веке", и эта выставка в какой-то степени представляется ему взглядом в будущее. Он отметил, что у Плисецкой были очень теплые отношения с музейщиками Петербурга, и он рад, что хранители памяти нового поколения с честью продолжают эту эстафету.

К выставке "Божественная Майя" будут приурочены встречи с кутюрье, вечера воспоминаний о Майе Плисецкой, лекции об истории моды. Экспозиция будет открыта до 8 ноября.

Майя Плисецкая скончалась в Германии 2 мая этого года на 90-м году жизни от сердечного приступа.