МОСКВА, 10 февраля. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Полотна импрессионистов и постимпрессионистов из дореволюционного собрания Сергея Щукина, которые сначала оказались в Государственном музее нового западного искусства, а после его ликвидации были поделены между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, воссоединятся на выставке в парижском Фонде Louis Vuitton в октябре.
"Оба музея - Эрмитаж и наш - даем по 65 вещей, беспрецедентное количество. Трудно было представить их в одном месте в таком масштабе и качестве. Я думаю, что это будет очень важный, очень смелый и очень интересный проект", - рассказала ТАСС в среду директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
По ее словам, более удобного и концептуального места для показа коллекции, собранной Сергеем Щукиным, сейчас и не найти.
"Это музей, который построен крупнейшим коллекционером современного искусства Бернаром Арно и архитектором Фрэнком Гери. Оно невероятно интересно снаружи и само по себе является объектом искусства, а внутри дает возможность абсолютно традиционного и прекрасного инсталлирования вещей", - рассказала директор Пушкинского музея.
Соавтор Пикассо
Собеседница агентства напомнила, что "Щукин собирал не просто вещи или шедевры, а самых современных, острых художников, осуществлявших движения в искусстве, которые сложно было тогда оценить". "И не просто собирал, а вместе с ними провоцировал создание вещей - с Матиссом или Пикассо, например. Это сейчас мы понимаем, что речь идет о невероятных шедеврах Моне, Сезанна, Пикассо, Матисса и многих других, а в тот момент это было не общепринятым и люди, которые приходили к нему в дом, частенько пожимали плечами и, в общем, его считали чудаком", - отметила директор ГМИИ.
На выставке также будут представлены произведения русского авангарда из коллекции Третьяковской галереи, на создание которых художников, в том числе Казимира Малевича, Александра Родченко и Михаила Ларионова, вдохновило творчество французских коллег.
"Щукин создал первый музей современного западного искусства, который повлиял на историю русского авангарда напрямую. Все те молодые художники, которых мы считаем классиками русского авангарда, были посетителями того музея и видели лучшее, что существовало на тот момент в мире", - отметила собеседница агентства.
Куратором проекта стала Анна Балдассари, бывший директор Музея Пикассо и автор чрезвычайно популярных у публики выставок - в том числе "Пикассо и Старые мастера". Также поддержку проекту оказывает внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.
"Внук Щукина, который время от времени подавал на нас в суд, и мы с ним судились, подпишет бумагу, что он не будет претендовать на картины - и сейчас он, наоборот, участвует в подготовке выставки", - рассказал сегодня , выступая в Совете Федерации, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Продолжение истории с воссоединением картин из коллекции Ивана Морозова, который собирал одновременно с Щукиным тех же художников, не планируется.
Воссоздание утраченного
Некоторое время назад бывший директор Пушкинского музея, а ныне президент Ирина Антонова настаивала на воссоединении распределенных между Эрмитажем и ГМИИ собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, чтобы более ясно представлять вкусы коллекционеров. Пиотровский с этой инициативой был не согласен. В результате обсуждения сошлись на том, что целостность коллекций может быть восстановлена в виртуальном пространстве на постоянной основе и периодически картины могут экспонироваться на временных выставках. Говоря о сотрудничестве с Эрмитажем, Марина Лошак отмечала ранее, что в последние два года оно складывается особенно конструктивно и приобрело характер "дружбы в острой фазе".
Соглашение о сотрудничестве между Фондом Louis Vuitton, Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А.С. Пушкина было подписано сегодня в министерстве иностранных дел РФ. В свою очередь, российские музеи примут у себя выставки с произведениями современного искусства из собрания Фонда Louis Vuitton.