14 апреля 2016, 04:13

Российские оперные певцы стали самыми востребованными в мире, считает актриса Шагимуратова

Оперная певица Альбина Шагимуратова .  Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Новиков
Оперная певица Альбина Шагимуратова

По словам певицы, "даже молодых российских певцов сразу видно и слышно на сцене, так как в них, помимо высокого профессионализма, есть откровенность, искренность и умение держать себя на публике"

НЬЮ-ЙОРК, 14 апреля. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Русские оперные певицы на сегодняшний день являются самыми лучшими и востребованными исполнителями в мире. Об этом заявила в интервью ТАСС оперная дива, лучшее колоратурное сопрано России Альбина Шагимуратова, которая 22 апреля выступит в дебютной роли Констанцы зингшпиля В.А. Моцарта "Похищение из Сераля" на сцене Метрополитен-опера в Нью- Йорке.

Мы не играем, мы живем на сцене

По ее мнению, в настоящее время понятия "российской вокальной школы" практически не существует в том виде, в котором оно было представлено несколько десятилетий назад. "Очень сильно изменились требования к певцам, они должны уметь исполнять роли на любых языках, и среди школ сейчас превалирует итальянская", - пояснила она. "Однако именно русские певцы сейчас впереди планеты всей, и это недавно признал даже директор Метрополитен-опера, - заметила Альбина. - Возможно, это из-за того, что мы очень трудолюбивые, теплые, с открытой душой, и в нас есть что-то очень искреннее, а также умение покорять, трогать публику - как это могут, например, (Анна) Нетребко и (Дмитрий) Хворостовский". По словам певицы, "даже молодых российских певцов сразу видно и слышно на сцене, так как в них, помимо высокого профессионализма, есть откровенность, искренность и умение держать себя на публике". "В то же время мы не играем, мы живем, проживаем на сцене", - подчеркнула Шагимуратова.

По ее мнению, нынешнему оперному певцу работать гораздо сложнее, чем раньше. "Он должен быть универсальным, - считает актриса. - Ведь еще лет сорок назад что требовалось? Открывать рот и хорошо петь. А теперь надо и бегать, и прыгать, и лежать, ты должен владеть телом и одновременно обладать харизмой, быть физически подготовленным. Современные оперные певцы проводят всю жизнь в гастролях, перелетах. Это очень сложно, раньше так не ездили по всему миру. При этом сейчас ты постоянно работаешь над новыми партиями, ролями, над собой. Ведь такого не бывает - один раз научилась, и всю жизнь поешь. Нет, идет постоянная работа и самосовершенствование".

Констанца - самая трудная оперная партия для колоратурного сопрано

Дебют Шагимуратовой на сцене Метрополитен-опера состоялся в апреле 2010 года - в партии Царицы ночи в "Волшебной флейте" Моцарта. С тех пор Альбина отработала еще в двух сезонах этой сцены. "Театр Метрополитен занимает сейчас первое, главенствующее положение, и петь там - огромная радость и честь, - замечает она. - Нынешнее выступление - моя первая работа с маэстро Джеймсом Ливайном, и это огромная для меня удача, поскольку он уже находится в довольно преклонном возрасте". Певица вспоминает, что впервые с творчеством американского дирижера и пианиста Ливайна познакомилась, когда ей было около 16 лет. "И я помню свои чувства от этой необыкновенной работы. Тогда я подумала - вот бы когда- нибудь с ним поработать! Ведь он не просто машет руками, он излучает настоящую музыку. Это настоящее солнышко", - говорит Альбина.

Нынешнее выступление на сцене Метрополитен-опера - дебют Шагимуратовой в роли Констанцы. "Это - самая сложная оперная партия для колоратурного сопрано, ее исполняют единицы по всему миру, - пояснила певица. - Поэтому театры ставят оперу "Похищение из Сераля" очень редко, так как невозможно найти исполнителей. В последний раз в Метрополитен ее ставили в 2008 году. И это - очень интересная работа, невероятная удача и счастье выступить в этой роли на такой сцене".

Если удается совмещать семью и работу - это и есть счастье

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории и аспирантуру Московской государственной консерватории. В 2007 году победила на Международном конкурсе имени Чайковского. Позже продолжила обучение в Америке, в студии Хьюстон Гранд-Оперы. "Когда я приехала в США, то абсолютно не знала иностранные языки. К сожалению, в России не учат языкам, не учат тому, как петь Моцарта, - посетовала актриса. - А ведь есть такое понимание - если ты умеешь петь Моцарта, то ты умеешь всё. В результате я выучила не только английский, но и итальянский, немецкий языки, без которых невозможно осмысленно исполнять свою роль. Ведь в "Похищении из Сераля" есть даже разговорные диалоги - это зингшпиль".

Альбина - народная актриса Татарстана, за свою карьеру успела выступить на всех главных оперных площадка мира, поработать с самыми великими дирижерами. Однако певица продолжает мечтать. "Несмотря на то, что я выступила уже на многих сценах, мечтаю о большем. Хотела бы спеть оперы Россини, "Травиату" Верди, где кроме вокальных данных, надо обладать большими актерскими способностями, - рассказала она. - Возможно, хотела бы и больше выступать в России, где я бываю редко. Хотя я вышла из России, и именно здесь моя родина, и здесь, в Москве живет моя семья - муж и дочка, которой всего один годик". "Конечно, сложно совмещать личную жизнь и работу, очень сложно. Но если получается, то это и есть счастье", - подчеркнула певица.

Метрополитен-опера называет Шагимуратову "блистательным сенсационным колоратурным сопрано". В роли Констанцы Альбина появится в нынешнем сезоне театра пять раз - с 22 апреля по 7 мая.