28 июня 2016, 13:37

Выставки Музея Анатолия Зверева вышли за пределы его площадки в Москве

Первым таким проектом станет "Предвидение" в электротеатре "Станиславский", где будут представлены картины Петра Беленка и кадры со съемок фильма "Сталкер" Андрея Тарковского

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Выставки открывшегося год назад частного музея Анатолия Зверева будут проходить не только в его залах в центре столицы, но и на других площадках. Первым станет открывающийся во вторник проект "Предвидение" в электротеатре "Станиславский", где будут представлены картины Петра Беленка и кадры со съемок фильма "Сталкер" Андрея Тарковского, сообщила на пресс-конференции основательница и директор музея Наталия Опалева.

"Проект "Предвидение" открывает новый цикл в деятельности музея. История нашего главного героя - Анатолия Зверева - будет идти параллельно с историями других художников-нонконформистов, а иногда и пересекаться с ними. Основная задача музея - максимально актуализировать коллекцию музея, показать ее в современном и неожиданном ракурсе. Мы хотим, чтобы художники-шестидесятники, художники второго русского авангарда воспринимались не как герои давно ушедших времен, а как настоящие классики, актуальные и сегодня, и завтра", - отметила Опалева.

Годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС

Основой Музея Анатолия Зверева стало собрание, сформированное из двух частей - коллекций Опалевой и Алики Костаки, дочери крупнейшего коллекционера авангарда и советского неофициального искусства Георгия Костаки. Сейчас в нее входи 1,5 тыс. работ Анатолия Зверева и 500 произведений художников его круга - Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина и многих других.

Первый проект вне стен музея приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Для него были выбраны произведения художника Петра Беленка, родившегося в 1938 году в деревне под Чернобылем. В 1970-х годах он написал серию картин, отсылающих к катастрофе, которая случится много лет спустя. Свою систему художник определял как "панический реализм".

"Эту катастрофу он ощущал и как бы ждал. Любопытно, что рядом с картинами на выставке сосуществуют документальные фотографии, снятые Викторией Ивлевой после Чернобыльского взрыва в 1990-х годах, аналог этих странных живописных работ", - рассказала куратор экспозиции, арт-директор Музея Анатолия Зверева Полина Лобачевская.

Кадры со съемок "Сталкера"

Этот визуальный ряд дополнен проекцией кадров со съемок фильма Андрея Тарковкого "Сталкер", часть из которых выполнена оператором и режиссером Арво Ихо, тогда еще стажером Тарковского. Негативы долгое время считались утерянными и были обнаружены совсем недавно.

"Съемки шли тайком, потому что официальный фотограф "Мосфильма" Владимир Мурашко был очень ревнив. Тарковский, увидев мои сделанные тайком снимки, сказал: "Когда Мурашко нет - снимай". Здесь представлена часть снимков - двадцать пять, некоторые из которых, например, с Георгием Рербергом, нигде не показывались", - поделился Ихо.

Выставка "Предвидение" открывается сегодня в рамках культурной программы 38-го Московского международного кинофестиваля и продолжит свою работу до 17 июля. В рамках проекта в электротеатре "Станиславский" пройдут показы фильмов "Сталкер" и "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера", а также "Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире" о композиторе, написавшем музыку к лентам Тарковского.

На 4 июля запланирован круглый стол "Предвидение сегодня" с участием организаторов выставки, режиссеров Павла Лунгина и Петра Шепотинника, коллекционера Михаила Алшибая и доцента кафедры психиатрии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Анатолия Богдана.

Шестого июля в электротеатре обсудят будущее Музея Тарковских в Москве, распоряжение о создании которого подписал еще прежний столичный градоначальник Юрий Лужков. Однако к созданию музея, по словам инициировавшего проект директора фонда "Два Андрея" Вячеслава Шмырова, не приступили до сих пор.