САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Петербургский художник Леонид Васильевский разглядел в изгибах географической карты человеческие образы. Балтийское море ему представилось в образе Рюрика, плывущего на лодке, Индия - в виде слона, Европа - в виде женщины, а Восток в виде воина, у которого Турция - голова, Сирия - доспех, Ирак - сердце, Саудовская Аравия - расписной Коран в руках. Выставка Васильевского "География. Антропоморфные карты" открывается в четверг в петербургской штаб-квартире Русского географического общества (РГО), сообщил ТАСС художник.
"Я начал рисовать антропоморфные географические карты еще в школе. Когда стал профессиональным художником, вновь обратился к этой теме. Получился целый антропоморфный географический атлас из 25 полотен, 11 из них будут на выставке в РГО", - пояснил художник.
Выставка в РГО - первая в России художественная выставка, на которой представлены исключительно географические карты в антропоморфном виде. Все 11 работ - это классика станковой живописи: они написаны маслом по холсту с габаритами полотен от 60 сантиметров до полутора метров. "Когда я начал работать в этом жанре, думал, что это какое-то мое ноу-хау, но потом узнал, что подобие между очертаниями суши и изгибами человеческого тела видели древнегреческие философы еще за несколько тысяч лет до меня. Художественные интерпретации карт, в том числе с элементами антропоморфизма, появлялись в XIII, XV веках", - рассказал Васильевский.
Рюрик и мусульманский воин
"Все началось с Рюрика. Когда я учился в школе, в кабинете географии висела карта Северо-Западного региона, и я ее внимательно разглядывал, а однажды нарисовал Балтийское море в виде Рюрика, плывущего на лодке", - рассказал художник.
В настоящий момент любимым полотном художника из его антропоморфной серии является картина "Центральная Азия". "Любимые картины в разное время разные, - заметил Васильевский. - Сейчас это "Центральная Азия", я ее называю про себя "Мусульманин", возможно, сейчас она особенно дорога мне, потому что только что закончена".
Многоцветное полотно вместило частичку Ливии, весь Египет, страны Ближнего Востока и Центральной Азии, а также немного Индии и Китая. Регион представился художнику в виде воина с лицом, обращенным к северу, а вся фигура - в прыжке. Территория Турции выглядит как голова в повязке, где лицо - это черноморское побережье, волосы - средиземноморское, борода - территория проживания курдов, а зона проливов Босфор и Дарданеллы выглядит как цветок лилии в прическе.
Сирия выглядит как доспех
"Это навеяно образом дамасской стали", - поделился Васильевский. Саудовская Аравия видится художнику как расписной Коран в руке у воина, Ирак - как сердце, пронизанное сосудами-реками, Афганистан и Пакистан - как бедра, бывшие советские республики Средней Азии изображены как сапоги, Казахстан - как цветущий сад. Индия представлена в виде головы слона, а Китай, как тысячелепестковый цветок. Небольшой участок территории России, который виден на полотне, выглядит как кончик девичьей косы.
"Мною движет ощущение, что мир един, и каждый живущий в нем народ, каждая культура, цивилизация могут быть выражены каким-то образом, соответствующим духу этого народа", - добавил художник, отметив, что сейчас ведет работу над полотном "Крым".
Леонид Васильевский - выпускник Серовского художественного училища (ныне носит имя Николая Рериха). Он работает в жанре книжной графики, пишет иконы. Коллекцию своих антропоморфных работ не разделяет, но соглашается делать авторские повторы по заказу. Каждая из работ- повторов содержит черты интерпретации, не являясь точной копией оригинала.
Русское географическое общество - старейшая в России общественная организация, направленная на исследование мира, и, в первую очередь, России. Петербургская штаб- квартира РГО - одно из оживленных выставочных пространств города, где представляют живопись, графику, фотографию, инсталляции, связанные с тематикой путешествий, открытий, исследования природы и человека.