22 июля 2016, 00:22

Хореограф Борис Эйфман отметит 70-летие концертом из фрагментов балетов разных лет

Вечер пройдет в Александринском театре, где впервые были показаны многие постановки хореографа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июля. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Народный артист России Борис Эйфман отметит в пятницу 70-летие гала-концертом, в котором предстанут герои его балетов разных лет, представляющих творческую эволюцию мастера и его труппы. Вечер пройдет в Александринском театре, где впервые были показаны многие постановки хореографа.

На этой же сцене в течение июня - июля прошел своеобразный фестиваль из шести балетов Эйфмана, с которыми петербургская труппа гастролировала в десятках стран всего мира. "Встречая юбилей, я радуюсь тому, что во мне и в нашем театре не прекращается активная творческая жизнь. Результат этой жизни - наши спектакли, премьеры, гастроли", - сказал Эйфман на пресс-конференции, прошедшей накануне юбилея.

Главной идеологией возглавляемого им театра он назвал представление современного балетного искусства в мире. "Мы показываем, - отметил он, - что сегодня в России не только сохраняют классику, но и создают современное, конкурентоспособное, успешное искусство". По мнению хореографа, "мы сегодня конкурируем в мире очень-очень успешно в плане искусства, особенно музыкального, оперного, балетного".

Не отвергать традиции, а развивать их

По достоинству оценивая заслуги Мариинского и Большого театров, Эйфман отметил, что его труппа "заняла свою нишу, создала свой оригинальный репертуар". Энергетика его спектаклей, по словам мастера, "притягивает людей в Европе, в Северной и Южной Америке, в Азии, Австралии". Интерес к своим балетам в мире Эйфман объясняет тем, что "мы не похожи на западные современные компании, наш стиль объединяет прошлое, настоящее и, я надеюсь, будущее российского и мирового балета", этот стиль не отвергает традиции, а развивает их. И Эйфман считает себя наследником и продолжателем этих традиций.

Академический государственный театр балета Бориса Эйфмана в будущем году отметит свое 40-летие. К этой дате мастер создаст ретроспективу спектаклей разных десятилетий. По его прогнозам, в 2019 году в Петербурге будет построен Дворец танца, где найдется место не только его труппе, но и другие современные балетным коллективам. В ближайшие три года мастер сформирует репертуар для постоянной площадки. Идет реставрация спектаклей, которые по тем или иным причинам ушли из репертуара.

Уже восстановлены "Реквием", "По ту сторону греха" ("Карамазовы"), "Красная Жизель", "Чайковский PRO et CONTRA". Причем эти балеты, как подчеркнул Эйфман, получили новое хореографическое и смысловое прочтение. "Эти спектакли ХХ века после реставрации в профессиональном, технологическом и творческом плане уже представляют искусство ХХI века". Он планирует также вернуть в репертуар балеты "Русский Гамлет" и "Страсти по Мольеру".

О его творческих исканиях рассказывает выставка, открывшаяся накануне юбилея в интерьерах особняка Ю.К. Добберт - памятника деревянной архитектуры XIX века. В экспозиции с почти полувековым охватом творчества представлены эскизы костюмов и декораций спектаклей мастера, фотографии репетиций, афиши. В дальнейшем хореограф планирует открыть в этом особняке музей петербургского балета.

Еще одна забота Эйфмана - воспитание нового поколения хореографов. Так, в его юбилейном гала, наряду с его работами, будут показаны миниатюры Елены Кузьминой и Олега Габышева в исполнении учащихся основанной Эйфманом Академии танца.

Балет как сфера "мягкой дипломатии"

Одна из самых путешествующий трупп России - Театр балета Бориса Эйфмана - до конца года выступит в Монако, Словении, Казахстане, Израиле, Греции, а в декабре завершит зарубежные поездки года показом в лондонском театре Колизеум балета Up&Down. В начале октября петербуржцев ждет Большой театр с новой редакцией балета "Чайковский". Запланированы выступления в ряде российских городов.

Не менее плотным, по словам Эйфмана, будет и гастрольный график начала 2017 года. Труппа выступит в США, Германии, арабских странах. Эту деятельность хореограф называет "мягкой дипломатией", считая очень серьезным фактором "влияние культуры на дипломатические отношения, на климат взаимоотношений между странами".

Борис Эйфман - один из немногих российских хореографов, продолжающих активную творческую работу на протяжении десятилетий. В его творческом списке - более 50 постановок. Воспитанник петербургской школы балета, он в 1977 году сформировал свой авторский, режиссерский театр, ставший экспериментальной лабораторией одного хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию "хореографического диссидента".

Однако он выдержал этот пресс политической цензуры и сформировал свой оригинальный репертуар. Его основу составляют балеты, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы - творения Достоевского, Шекспира, Мольера, Булгакова, Пушкина, Чехова, Льва Толстого. Критика называет Эйфмана хореографом-философом, создателем психологических балетов, которого волнуют проблемы современности и тайны творчества.

Хореограф является лауреатом Государственной премии России, премий "Золотая Маска" и "Золотой софит", кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней, обладателем многих международных наград и титулов.

Предстоящую круглую дату Борис Эйфман не считает "подведением итогов" и полон самых разнообразных планов. В 2018 году он откроет в Петербурге Детский театр танца, который будет построен при Академии танца Эйфмана как городская площадка. Дебютом этого коллектива станет балет "Щелкунчик", первый совместный проект Театра Эйфмана и Академии танца.