Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Петербург отметил 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Евгения Лебедева

15 января, 22:39 UTC+3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ /Корр. ТАСС, Олег Сердобольский
Корреспондент ТАСС Олег Сердободбский, который был лично знаком с артистом, - о самых ярких страницах его творческой биографии
Поделиться
Материал из 1 страницы
Народный артист СССР Евгений Лебедев в роли Холстомера в спектакле "История лошади". 1980 год

Народный артист СССР Евгений Лебедев в роли Холстомера в спектакле "История лошади". 1980 год

© Юрий Белинский/Фотохроника ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 января. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Петербуржцы отдали дань памяти народному артисту СССР Евгению Лебедеву (1917-1997 гг.), отметив 100-летие со дня рождения выдающегося трагикомического актера ХХ века. В день своего рождения он стал героем фестиваля "Почетные граждане Санкт-Петербурга", который открылся на студии "Ленфильм".

Впервые этот праздник прошел на "Ленфильме", где Евгений Лебедев в разные годы снялся в 22 игровых картинах. Пятый павильон в этот вечер был разделен на концертную и интерактивную части, где зрители смогли увидеть фрагменты из фильмов с участием артиста. Среди них - "Два капитана", "Неоконченная повесть", "Блокада", "В огне брода нет".

На этом же вечере состоялась церемония награждения старейшей российской киностудии премией имени Евгения Лебедева, которая представляет собой бронзовую статуэтку с изображением Лебедева в его коронной роли - Холстомера в спектакле "История лошади" Большого драматического театра (БДТ).

Фотографией из этого легендарного спектакля в Большом драматическом в воскресенье открылась выставка, посвященная знаменательной дате. В БДТ артист проработал с 1956 года, создав целую галерею выдающихся сценических образов. На ретроспективной фотовыставке театр представил более 30 редких кадров из своего архива, фиксирующих этапы жизненного и творческого пути артиста - от детских фотографий и портретов в первых ролях на сцене тбилисского ТЮЗа до главных работ в БДТ.

Из репортерского блокнота

Народный артист СССР Евгений Лебедев вошел в отечественную театральную историю как один из крупнейших трагикомических актеров ХХ века. Театралы старшего поколения считают себя избранниками судьбы благодаря тому, что могли ходить "на Лебедева" в Большой драматический театр (БДТ), труппу которого, сформированную режиссером Георгием Товстоноговым, на Западе воспринимали как "театральную сборную Советского Союза". В БДТ откроется в этот день выставка, посвященная славной дате. Вспомнят об артисте и на "Ленфильме", где он много и плодотворно снимался. 

Мне довелось общаться с Евгением Алексеевичем и даже быть у него в гостях в доме на Петровской набережной, где теперь в память о нем установлена мемориальная доска. В кабинете актера на полках стояло много деревянных миниатюр - плодов его художественной фантазии. А еще он был литературно одаренным человеком и написал, в частности, единственную в своем роде книгу "Мой Бессеменов" - актерские заметки о репетициях одного из своих любимых спектаклей по Горькому "Мещане", который прожил на сцене не одно десятилетие.

В число долгожителей попал и спектакль "История лошади". Он продержался в репертуаре двадцать лет и стал театральной легендой северной столицы. Даже одной роли Холстомера было бы достаточно для того, чтобы имя Евгения Лебедева навсегда осталось в истории не только российского, но и мирового театра. И не так уж были важны в этой роли его внешние лошадиные атрибуты - копыта, уздечка, хвост, который он "вручную" на глазах у публики  прилаживал к себе, завершая перевоплощение. Главным было внутреннее преображение, переживание "от имени" лошади, начиная с жеребячьей поры, когда он впервые любовался  танцующим в воздухе мотыльком, и кончая глубокой, беспощадной старостью. Мастер так сроднился с этим образом, что даже в его росписи появилось что-то узнаваемо лошадиное.     

"Искал я себя в этой роли очень долго, - рассказал мне актер об этой своей работе - Ведь надо было не просто лошадь сыграть. Лошадь, человек, Лев Толстой и я, актер, - и эти четыре пласта должны были соединиться в образе, органично во мне зажить. И к этим ощущениям шел я через пробы и ошибки, постепенно все более увлекаясь этой задачей. После этой роли я понял, что теперь могу сыграть что угодно: шкаф, например, весело ли ему стоять в квартире, или рояль, который ждет, когда кто-нибудь дотронется до его клавиш.  Все это надо увидеть, подсмотреть, пережить. Чудо, по-моему, чаще рождается не от глубокомысленных рассуждений, а от неожиданности, озарения. Но для этого нам надо быть немножко детьми, которые умеют сами придумывать свои игры".

Вот две истории об этом спектакле из моего репортерского блокнота.

Как меня отредактировал Романов

В 1977 году БДТ триумфально выступил в Стокгольме с "Историей лошади". Главным героем множества театральных рецензий был Евгений Лебедев в роли Холстомера. Смольный дал ЛенТАССу указание обработать шведскую прессу и прислать текст на визу. Мой обзор, как мне рассказали, редактировал лично первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов, который очень настороженно относится к Большому драматическому и его главному режиссеру Георгию Товстоногову. Со слов своих помощников Григорий Васильевич пришел к выводу, что "История лошади"- спектакль подозрительный. К тому же этому партийному вождю почему-то очень не нравился артист Евгений Лебедев. Он вычеркнул все, что вызывало у него раздражение. В итоге информация была опубликована без упоминания об "Истории лошади" и о Лебедеве. Таковы были реалии "идеологического театроведения" тех времен.

Производственная травма

Эту историю мне рассказал народный артист России Георгий Штиль, партнер Евгения Алексеевича по "Истории лошади".

"Был случай, когда в "Истории лошади" я чуть не изувечил моего любимого актера. Играл я конюха Ваську, и в финале мне надо было Холстомера забить. Тесак был тупой, но увесистый. И держал я его всегда лезвием вбок, подальше от моего партнера. Замах - и зал погружается в темноту... А в тот ужасный день свет почему-то погасили  чуть раньше. Главное же - у Евгения Алексеевича было высокое давление, и его в темноте здорово качнуло в мою сторону. И когда я опускал руку, он как раз виском под лезвие попал. Кровища полилась ручьем. Я чуть не умер на сцене. Приходил к Лебедеву в больницу, ревел. Он меня успокаивал. Но что удивительно: давление у него сразу же стало нормальным". 

В роли юбиляра

Судьба отмерила Евгению Алексеевичу 80 творческих лет. Он был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Сталинской премий (за роль молодого Сталина в спектакле Товстоногова "Из искры..."). Одним из первых артист был удостоен звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Но главной его наградой, которой он очень дорожил, была любовь публики. Великий мастер розыгрышей, он ухитрялся импровизировать даже на своих юбилеях. Одна ответственная дама на торжестве вышла его поздравить от имени исполкома Ленсовета и стала зачитывать свою речь по бумажке. "Дорогой Евгений Алексеевич, вы - ровесник революции... Вы родились... Вы учились..." Юбиляр встал из своего кресла, вплотную подошел к этой даме и начал энергично кивать ей, как бы соглашаясь с каждой произнесенной фразой. Дама от ужаса не в силах была остановиться и, вся побагровев, дочитала свою речь до конца. Получилась великолепная театральная миниатюра.  

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама