Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

"Нет ничего страшнее соседей": чем мы обязаны королю ужасов Джорджу Ромеро

17 июля, 18:23 UTC+3

Режиссер и сценарист Джордж Ромеро скончался в возрасте 77 лет. Для любителей фильмов ужасов он — легенда. Киноиндустрия обязана Ромеро одним из самых популярных и прибыльных жанров — зомби-муви

Поделиться
Материал из 1 страницы
Джордж  Ромеро перед премьерой фильма "Земля мертвых", 2005 год

Джордж Ромеро перед премьерой фильма "Земля мертвых", 2005 год

© AP Photo/Eric Jamison

Ромеро не придумывал зомби. Существ, лишенных жизни и воли, завезли в американскую культуру вместе с рабами из Западной Африки. Классический "живой мертвец" появляется в фильме "Белый зомби" с Белой Лугоши в главной роли, который вышел в 1932 году. Это существа, попавшие в зависимость от любителя магии вуду. Даже смерть не принесла им избавления: поднятые из могил, они были обязаны трудиться на плантациях хозяина. Они не кусаются, не требуют свежего мяса. Их хочется пожалеть, но не испугаться.

Если сравнить "Белого зомби" с фильмами последних лет, например с сериалом "Ходячие мертвецы", то заметны разительные перемены во внешности и в поведении зомби. Сюжеты утратили очарование сказки из далеких земель. Зомби стали агрессивными, самостоятельными и очень-очень голодными. Их не остановят ни добрый маг вуду, ни трехметровый забор. И эту метку, обозначившую крутой поворот в экранной судьбе живых мертвецов, оставил Джордж Ромеро.

Главный фильм режиссера и первый, с которого стоит отсчитывать историю развития зомби-муви как жанра, — это черно-белая "Ночь живых мертвецов" 1968 года. Ромеро потратил на ленту все свои заработанные за предыдущие годы деньги — чуть более ста тысяч долларов. Смешная для кино сумма. Работать приходилось практически на одном энтузиазме. Но на тот момент ему было 28 лет, он вырос на классических ужастиках и был одержим кинематографом. Позже Ромеро скажет, что представить не мог, что его фильм войдет в золотой фонд кино.

"Все, что я сделал, это превратил их (зомби. — Прим. ТАСС) из "экзотики" в наших соседей. Я подумал, что нет ничего страшнее, чем соседи!" — сказал режиссер в одном из интервью

Ромеро при создании "Ночи живых мертвецов" вдохновлялся романом "Я — легенда" известного писателя Ричарда Мэтисона. По сюжету неоднократно экранизированной книги по миру распространяется неизвестный вирус, из-за которого люди превращаются в вампиров. Ромеро доработал монстров на свой вкус. В фильме их не называют зомби. Режиссер использует слово "гуль" — это существо из арабской мифологии, то ли упырь, то ли оборотень, но очень кровожадный. Идеальный для массовой аудитории герой.

Но ни одна из крупных кинокомпаний в это не поверила. Многие студии отказали режиссеру в дистрибуции. Фильм на экраны все-таки вышел и спровоцировал скандал в газетах. Люди были возмущены "неприкрытым насилием" и "откровенной жестокостью" ленты.

"Дети в зале были ошеломлены. Стояла почти полная тишина. В середине фильм перестал был восхитительно страшным и стал неожиданно ужасным. Рядом со мной была девочка, может быть, лет девяти, она сидела на своем месте и плакала. <…> Цензура не ответ на что-то подобное. Цензура никогда не является ответом. Но мне стыдно защищать "право" маленьких девочек и мальчиков на просмотр фильма, которых ошеломит их", — написал в рецензии на фильм американский кинокритик Роджер Эберт в 1969 году. 

Фильмы Джорджа Ромеро не сводятся к одному только "неприкрытому насилию". Он серьезно поработал над драматургией: зомби в его лентах скорее фон. На первый план выходят все-таки люди, их характеры, судьбы и взаимоотношения. Эта концепция работает до сих пор — уже упомянутый сериал "Ходячие мертвецы" тому подтверждение.

Ромеро оказался втянут и в политику, хотя никогда не стремился откликаться на повестку. В интервью он говорил, что в год выхода "Ночи живых мертвецов" страной властвовал гнев: "Приближались расовые беспорядки. Я всегда рассказываю историю, как мы ехали в Нью-Йорк для того, чтобы показать фильм потенциальным дистрибьюторам, и той ночью в машине мы услышали, что убит Мартин Лютер Кинг. Наш главный герой был темнокожим, поэтому, я думаю, это в значительной степени сделало фильм заметным. Но он был просто лучшим актером из тех, кого мы знали".

Ромеро было важнее рассказать о поведении людей в необычных обстоятельствах, и цвет кожи героя не играл для него никакой роли. Однако актер Дуэйн Джонс, исполнивший роль Бена, не мог так же легко относиться к происходящему. "Была сцена, где он (Дуэйн Джонс. — Прим. ТАСС) должен был ударить белую Барбру, и он сказал: "Ты знаешь, что со мной случится, когда я выйду за пределы кинотеатра, если я ударю эту женщину?" Он был обеспокоен всем этим", — сказал режиссер.

Начав с фильмов ужасов, Ромеро был верен им всю жизнь. Он пытался снимать комедийные мелодрамы ("Как мухи на мед", 1972) и приключенческие фильмы ("Рыцари на колесах", 1981), но всегда возвращался к любимой теме. В последние годы жизни Ромеро попробовал себя как автор комиксов. Конечно же, о зомби. В 2014 году под эгидой Marvel начала выходить его "Империя мертвых", в которой сезон охоты на людей объявили не только зомби, но и вампиры. На вопросы о сюжете Ромеро отвечал, что ему нравится смешивать жанры, он любит метафоры и политическую сатиру, но всегда добавлял, что пишет и снимает о людях.

"Зомби такие, какие они есть. Я сочувствую им. Но мои истории всегда были больше о людях и о тех ошибках, которые они совершили", — говорил Джордж Ромеро. 

Виктория Сальникова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама