НАГГАР /Индия/, 7 октября. /Корр. ТАСС Евгения Кармалито/. Профессиональные российские реставраторы начали работы по очистке и закреплению красочных слоев на картинах Николая и Святослава Рерихов в имении семьи в местечке Наггар (штат Химачал-Прадеш) на севере Индии. Как сообщила в субботу ТАСС Ильмира Фаридова из уфимского музея им. М. Нестерова, они вместе с коллегой Эльвирой Прокофьевой из Международного центра Рерихов в Москве сейчас трудятся над картиной "Старый Наггар", закрепляя краски и возвращая им былую свежесть.
"Состояние большинства художественных работ, которые хранятся в Международном мемориальном тресте Рерихов (ММТР), очень приличное, поэтому наша основная задача - убрать с полотен загрязнения, которые неизбежно накапливаются с годами, - пояснила она. - С полотнами отца, Николая Константиновича Рериха, работать проще, основные сложности возникают с картинами кисти сына, Святослава Николаевича, который использовал смешанные техники и материалы, что ухудшает закрепление красочного слоя".
Картина "Старый Наггар" была написан в 1936 году, на ней изображен вид на крытые сланцевыми пластами крыши деревни, расположенной на склонах гор в гималайской долине Кулу чуть ниже имения Рерихов. Также отреставрируют картину "Гепанг" (1934). Ранее работы проводили непрофессионалы, их ошибки теперь смогут поправить российские мастера. Они заверили, что опасности утраты каких-либо произведений двух выдающихся русских художников прошлого века нет.
Секреты рериховской техники
У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения. Они покупали пигменты иногда в Лондоне, но чаще в Париже, и на их основе делали собственные краски, используя минералы и травы, собранные в Гималаях. Как отмечают искусствоведы и знатоки живописи, именно благодаря этому в картинах Рерихов - свой особый свет и неповторимое дыхание гор.
Поиск нужных красок и разработку собственных рецептур Николай Рерих вел всю свою творческую жизнь. Получив навык работы маслом в Академии художеств, он затем перешел на готовые темперные краски в тюбиках и, видимо, не удовлетворившись их качеством и свойствами, стал экспериментировать с созданием красок на основе пигментов. Младший сын, Святослав, получил по наследству художественный дар отца и подключился к этому процессу.
Еще при жизни Николая Рериха ходила легенда о том, что художник добавлял в краски порошок из драгоценных камней, чтобы добиться такого эффекта светонасыщенности. Когда его однажды спросили, почему он перестал писать маслом, Рерих ответил: "Все в мире меняется; масло чернеет, темпера выцветает, но я предпочитаю, чтобы мои картины стали снами, нежели превратились в сапоги".