23 ноября 2017, 00:54

Орбелян организует концерт памяти Хворостовского

Дирижер сообщил, что в концерте примут участие мировые оперные звезды

НЬЮ-ЙОРК, 23 ноября. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Большой концерт с участием мировых оперных звезд будет организован в память Дмитрия Хворостовского, который скончался в среду. Об этом рассказал ТАСС художественный руководитель Армянского академического театра оперы и балета имени Спендиарова, главный дирижер Каунасского симфонического оркестра, коллега и друг Хворостовского Константин Орбелян.

"Я не знаю еще, что это будет конкретно, так как только утром (22 ноября - прим. ТАСС) пришла печальная новость, но это точно будет грандиозное мероприятие, не какого-то локального уровня", - заверил он. "Это мероприятие будет четко и серьезно продумано и исполнено, будут приглашены все коллеги Дмитрия, его прекрасные друзья, певцы мирового класса, которые выступали с ним по всему миру, в Метрополитен-опера, - подчеркнул он. - Это будет что-то обязательно грандиозное, такая задумка есть".

Орбелян напомнил, что недавно, в честь 55-летия певца, вышел альбом с записью оперы Джузеппе Верди "Риголетто" при участии мировых звезд, где главную партию исполняет сам Хворостовский. "Мы записали "Риголетто" прошлым летом в Каунасе, - рассказал маэстро. - Запись сделана под маркой компании DELOS Productions, с которой Дмитрий сотрудничал все последние 19 лет, а я выступил как главный дирижер Каунасского симфонического оркестра и Каунасского хора". В записи приняли участие звезды Метрополитен-опера - американская сопрано Надин Сьерра, итальянский тенор Франческо Демуро и другие.

После работы над "Риголетто" Хворостовский и Орбелян записали в Санкт-Петербурге вокальную поэму Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". По словам маэстро, Дмитрий очень ждал выхода этого диска, и в последнее время с удовольствием вспоминал о нем. "Хворостовский сам хотел сделать этот проект, и, я считаю, у нас получилось очень удачно, - отметил Орбелян. - Все годы, что мы вместе работаем, - это совершенно оригинальное, необычное время, начиная с того, как мы познакомились, заканчивая проектами, которые вместе делали".

По словам Орбеляна, он виделся с Хворостовским еще во вторник, когда приезжал к нему в Лондон. "Было понятно, что он уже серьезно болен, но мы пообщались с ним, и я попрощался, так как улетал в Москву, где меня и встретила эта новость", - отметил Орбелян. По его словам, ни в последние дни, ни на недавнем юбилее, ни ранее Хворостовский не любил разговаривать о болезни и испытаниях, выпавших на его долю. "Он вообще был всегда в хорошем настроении и никогда не зацикливался на болезни, на себе, - сказал дирижер, - Дмитрий этот факт просто принимал - получилось так и получилось, он не страдал как-то по этому поводу особо, ему было просто некогда, он был занят".

"Первые полтора года (после постановки диагноза - прим. ТАСС) у него были постоянные концерты, всегда было запланировано следующее выступление - Metropolitan Opera, наши гастроли, записи, что-то еще, - пояснил Орбелян. - Он занимался одновременно и лечением, и карьерой". "Уже потом, когда после падения Дмитрий повредил связку в плече в мае этого года, работать было сложнее, - отметил он. - Хотя и в то время, 2 июня, мы выступили с ним с концертом в его родном Красноярске".

Уникальный артист, друг и коллега

"Он был уникальным артистом, уникальным человеком и уникальным другом, - подчеркнул маэстро. - Это был артист планетарного, всемирного масштаба - он был гордостью России, уникальным во всех отношениях - от внешности до неслыханной работоспособности, неописуемого умения детального прочтения партитуры, проникновения в замысел, в слово, в интонацию - это совершенно неповторимо". "Были хорошие баритоны и красивые голоса, но был только один Хворостовский", - заметил он.

Однако, по словам Орбеляна, Хворостовский очень не любил, когда его хвалили. "Он терпеть не мог сидеть и слушать, как его хвалят - ни на дне рождения, ни после концертов, - никогда", - вспоминает маэстро.

"Он говорил, что все это ерунда, и не хочет слышать. Ему скорее было интересно знать от других, что он не так сделал, но это было крайне редко - когда он делал что-то не так, - заметил дирижер. - Он вообще не любил, когда о нем говорили. Часто после концерта, когда обсуждали выступление, он просил: уже все, ребята, перевернули страницу, концерт закончился, и давайте говорить о других вещах".

Ранее в беседе с ТАСС Орбелян рассказал о том, как познакомился с Хворостовским. "В 1999 году я специально приехал в Нью-Йорк из Москвы на его концерт - Дмитрий пел вместе с Рене Флеминг на сцене музыкального зала Lincoln Center отрывки из "Евгения Онегина". Я дождался, когда все ушли из зала, подождал его в артистической, подошел к нему, представился, сказал, что очень рад познакомиться", - вспоминает он.

По словам Орбеляна, когда Хворостовский узнал, что дирижер приехал в США из России лишь на один день специально, чтобы услышать его, то обнял и сказал: "Мы будем друзьями навсегда". "Так и получилось, - признал Орбелян. - Мы начали вместе работать, потом он уехал жить за границу, и уже позже, когда приезжал на гастроли, то всегда останавливался в моей квартире в Нью-Йорке, что, наверное, нас еще больше сроднило". За прошедшие 18 лет тесного сотрудничества Орбеляна и Хворостовского ими были совместно записано более 20 альбомов.