9 декабря 2017, 11:52

Посвящение Руди: чего ждать от новаторского балета "Нуреев"

Владислав Лантратов в роли Нуреева в одноименном балете. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Владислав Лантратов в роли Нуреева в одноименном балете

9 декабря, спустя пять месяцев после скандальной отмены летом 2017, спектакль впервые показывают зрителям. За день до премьеры корреспондент ТАСС побывал в Большом театре на показе балета для прессы

Большой театр представляет долгожданную премьеру – балет "Нуреев" на музыку современного композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова.

"В моей жизни ничего подобного не было", - сказал перед показом для прессы один из исполнителей роли Нуреева Владислав Лантратов. Такого действительно в Большом еще не было: постановка объединила танец, хоровые и вокальные партии, драматические эпизоды, современные художественные средства – фотографии великого танцовщика проецируются на задник сцены.

Гендиректор Большого Владимир Урин, общаясь с журналистами, объяснял, как шла работа в последние месяцы. В июле, отменяя премьеру, он утверждал, что спектакль не доделан лишь с хореографической точки зрения. Однако тогда многие усомнились в искренности этих слов.

Факты жизни Нуреева ни для кого не являются секретом. Журналисты и завсегдатаи Большого обсуждали мужские дуэты в спектакле, мужской кордебалет в женских платьях и на каблуках и, конечно, знаменитую фотографию Ричарда Аведона, на которой артист запечатлен обнаженным.

Снимки фотосессии, во время которой Нуреев постепенно раздевается, и правда используются в спектакле. Так же как никуда не исчезли ни мужские дуэты, ни кордебалет.

Снимки фотосессии, во время которой Нуреев постепенно раздевается, и правда используются в спектакле. Так же как никуда не исчезли ни мужские дуэты, ни мужской кордебалет в женских платьях и на каблуках

В августе 2017, месяц спустя после переноса премьеры, был задержан и помещен под домашний арест режиссер "Нуреева" и автор либретто Кирилл Серебренников, который мог общаться с коллегами через адвокатов. Однако и Урин, и артисты спектакля единодушно утверждали на брифинге с журналистами: никаких принципиальных переделок не было. Кирилл Серебренников "собрал всю канву" спектакля еще до намеченной в июле премьеры. После доработки касались лишь хореографии.

Сделать балет о великом танцовщике, записи которого сегодня доступны тысячам пользователям интернета – пожалуй, непростая и амбициозная задача. Стиль и манеру Нуреева скопировать нельзя, да и не нужно. Если бы лучшие артисты Большого попытались это сделать, то их ожидал бы полный провал.

Авторы спектакля пошли по иному пути – по пути создания биографического балета, который сделан почти что в кинематографической манере: в считанные секунды один эпизод сменяет другой.

За два с небольшим часа создатели рассказывают непростую историю жизни Руди, как его любили называть друзья. От учебы в Вагановской академии, через те самые парижские гастроли, на которых он совершил свой знаменитый "прыжок в свободу". К выдающимся постановкам, новаторским находкам, которые, безусловно, изменили мировой балет, к невероятной славе. И, конечно же, показать его сложный, противоречивый, порой нетерпимый характер. Вспомнить и о его любви к роскоши, и о прогулках по злачным местам, о его взаимоотношениях с выдающимся танцовщиком Эриком Бруном и о долгом периоде ухода из жизни от СПИДа.

Спектакль начинается со сцены аукциона, на котором распродаются личные вещи, предметы коллекций и даже острова, принадлежавшие Нурееву. Такой аукцион действительно был, и есть даже знаменитая серия фотографий, сделанных в преддверии торгов – эти снимки запечатлели обстановку его домов, полное собрание шедевров искусства.

По ходу спектакля каждый новый лот аукциона возвращает зрителя к тому или иному периоду жизни Нуреева. Сцена учебы в хореографическом училище, где уже молодой Руди выделяется среди других учеников, сменяется масштабным эпизодом бегства. На сцену выходит хор в аляповатых вышитых бархатных платьях, женщины с высокими накрученными прическам. А солистка, напоминающая див советской официальной сцены, исполняет песню о родине.

Некоторую плакатность и прямолинейность можно простить создателям – ведь за несколько минут им нужно объяснить, почему и от чего так стремительно бежал главный герой. Он сразу же совершает в буквальном смысле прыжок через всю сцену, через обычные металлические заграждения, за которыми остаются коллеги по театру и те самые хористки, грозящие ему кулаками.

Дальше Руди ждет та самая свобода – он надевает свой знаменитый берет, в котором его часто можно видеть на фотографиях, и небрежно повязывает шарф. В его жизни появляется все: много любимой работы, прогулки по сомнительным местам, его преследуют назойливые папарацци. Встрече с легендарной партнершей по сцене – Марго Фонтейн – посвящен эмоциональный дуэт. Редкий случай, когда женщине в этом балете отдано первенство на сцене, потому что в целом "Нуреев" получился, конечно, балетом мужским.

Все противоречия характера и нрава Нуреева авторы спектакля показывают корректно и если так можно сказать "целомудренно". И тех, кто попытаются найти здесь какую-то желтизну или непристойность, ждет большое разочарование

Все эти противоречия характера и нрава Нуреева авторы спектакля показывают корректно и если так можно сказать "целомудренно". И тех, кто попытаются найти здесь какую-то желтизну или непристойность, ждет большое разочарование. Да, жизнь Нуреева состояла из контрастов – об этом написано много биографических книг, об этом вспоминал и он сам.

Но вовсе не эти подробности занимали авторов балета. Они делали спектакль, прежде всего, о выдающемся танцовщике, реформаторе балета. И это у них получилось. Так же как получилось с большой любовью и пониманием рассказать о нем самом. Специально для "Нуреева" близкие люди написали своеобразные письма "к Руди" сегодня, в 2017 году. Эти тексты звучат во время спектакля и сопровождаются сольными номерами.

Без излишнего драматизма и надрыва авторы рассказывают и последних годах жизни танцовщика, когда он, уже будучи тяжело больным, пытался найти себя, встав за дирижерский пульт. Исполнитель партии Нуреева и впрямь спускается в оркестровую яму и начинает дирижировать оркестром. А на сцене в этот момент между рядами кордебалета проходит пожилая женщина, разбрасывающая лилии. Музыка замолкает, но балерины продолжают движения. Все очень просто и понятно: великий танцор изменил не только само искусство балета, но и наши представления о нем.

Идеал Нуреева на сцене недостижим. Но сделать спектакль-посвящение в преддверии 80-летия со дня его рождения, которое будет отмечаться в 2018 году – можно и нужно. Такой спектакль появился в Большом театре. Именно это и есть главный итог непростой истории с премьерой "Нуреева".

Елена Васильева