МОСКВА, 15 апреля. /ТАСС/. Церемония вручения театральной премии "Золотая маска - 2018" началась в Москве. Она в 24-й раз проходит на Новой сцене Большого театра, передает корреспондент ТАСС.
"Некоторые наши коллеги находятся в затруднительном положении - Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум, Юрий Интин, Алексей Малобродский, - сказала генеральный директор "Золотой маски" Мария Ревякина. - Желаем обрести им возможность работать".
Номинация "Оперетта/мюзикл"
Первыми назвали лауреатов, выдвинутых на премию в так называемом легком жанре, который в основных номинациях значится как "оперетта/мюзикл". Победителем здесь вышел спектакль "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит" (Театр на Таганке).
"Так победим, спасибо всем, кто верит в "Таганку", - сказала, получая награду, директор театра Ирина Апексимова.
Этот же мюзикл принес награду Петру Маркину, сыгравшему в спектакле главную мужскую роль. За постановку отмечен и лучший режиссер в оперетте/мюзикле - Алексей Франдетти.
Постановка "Микадо, или город Титипу" Театра музыкальной комедии Екатеринбурга принесла победу Анастасии Ермолаевой, отмеченной за лучшую женскую роль. За спектакль "Безымянная звезда" премию получил дирижер Александр Новиков (Музыкальный театр, Новосибирск).
"Лучший балетный спектакль"
"Золотой маски" удостоена постановка "Сюита в белом" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), она признана лучшим балетным спектаклем.
Награду получал руководитель балета МАМТ Лоран Илер. "Мне так хорошо работать в России, спасибо тем, кто пригласил меня сюда работать и, конечно, огромное спасибо за "Маску", - сказал он.
В номинации "Лучший спектакль в современном танце" победил "Имаго-ловушка" театра "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга.
Постановка Большого театра "Клетка" принесла победу Анастасии Сташкевич, отмеченную за лучшую женскую роль. За лучшую мужскую награду получил Нурбек Батулла (постановка "Зов начала", Казань).
Теодор Курентзис удостоился награды за лучшую работу дирижера в балете и современном танце ("Золушка" в Театре оперы и балета имени Чайковского, Пермь). А лучшим балетмейстером стал Алексей Мирошниченко, также работавший над этим спектаклем.
"Лучший драматический спектакль"
Постановка "Страх любовь отчаянье" Малого драматического театра - Театра Европы под руководством Льва Додина (Санкт-Петербург) стала лучшим российским драматическим спектаклем большой формы.
"Спасибо за "Маску", мы работали довольно долго, трудно и честно, - сказал со сцены Лев Додин, ставший также режиссером постановки. - Спасибо всем участникам спектакля".
"Хочу сказать, что уверен: среди нас незримо присутствуют блистательный Кирилл Серебренников, хрупкая, нежная и твердая Софья Апфельбаум и стойкий Алексей Малобродский, - продолжил режиссер. - Хочется верить, что правда победит, и на следующей "Золотой маске" наши друзья и товарищи будут с нами".
При этом Додин выразил надежду, что следующая церемония вручения "Золотой маски" состоится. "Мир в безумном состоянии, он может в любой момент взорваться, - считает режиссер. - Театр должен об этом помнить и кричать об этом".
Что касается лучшего драматического спектакля малой формы, то здесь призером стала постановка "Чук и Гек" Александринского театра (Санкт-Петербург). Лучшим режиссером стал Юрий Бутусов, поставивший "Дядю Ваню" в театре имени Ленсовета (Санкт-Петербург).
Как лучшая исполнительница женской роли в драме награждена Алла Демидова, сыгравшая в спектакле "Ахматова. Поэма без героя" (московский "Гоголь-центр"). За лучшую мужскую роль отмечен Вячеслав Ковалев ("Изгнание", московский Театр имени Маяковского).
Также премии получили исполнители ролей второго плана - Анастасия Лебедева (Театр имени Пушкина, Москва) и Дмитрий Лысенков (Александринский театр).
Спецпризы
Специальной премии жюри музыкального театра "За уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра "Манон Леско" удостоены Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Премию за них получил генеральный директор Большого театра Владимир Урин. "Отсутствие замечательных артистов объясняется прежде всего тем, что у Анны Нетребко в ближайшее время премьера "Тоски" в Metropolitan Opera, - сказал он.
Также спецприз жюри музыкального театра отдали спектаклю "Cantos" Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Он удостоен награды "За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей".
За лучшую работу композитора в музыкальном театре отмечен Алексей Сюмак за эту же постановку "Cantos".
Специальную премию жюри драматического театра получил коллектив московского "Гоголь-центра" под руководством Кирилла Серебренникова. Театр отмечен "за создание творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности".
Помощник Кирилла Серебренникова Анна Шалашова отметила, что эта премия "неожиданна и невероятно важна для театра". "На следующей неделе будет восемь месяцев, как Кирилл находится под арестом, - сказала она со сцены. - 236 дней он находится вдали от коллектива. Спасибо "Золотой маске", спасибо театральному сообществу, очень важно, когда мы вместе".
Кроме того, спецприз вручен Хабаровскому театра юного зрителя "за тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого "Детство" средствами целостного актерского ансамбля".
Лучшим драматургом стал Дмитрий Данилов, отмеченный за спектакль "Человек из Подольска" московского "Театра.doc". Он предложил почтить память скончавшегося художественного руководителя театра Михаила Угарова. Также в воскресенье на церемонии почтили память Олега Табакова. Народный артист СССР скончался 12 марта этого года.
Лучшим кукольным спектаклем стала постановка "И дольше века длится день" Музея истории ГУЛАГа и Творческого объединения "Таратурб" (Москва). Лучшей экспериментальной работой стала постановка "Я Басё" ("Упсала-цирк", Санкт-Петербург).