30 мая 2018, 15:18

Музей русского импрессионизма опубликует отрывки из неизвестной статьи Малевича

Здание Музея русского импрессионизма . Артем Геодакян/ ТАСС
Здание Музея русского импрессионизма
"Практика импрессионизма и ее критика" была написана в 1932 году

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Фрагменты из ранее не публиковавшейся статьи художника-авангардиста Казимира Малевича представит Музей русского импрессионизма в каталоге, выпущенном к выставке "Импрессионизм в авангарде".

Об этом сообщил журналистам в среду историк искусства, искусствовед Андрей Сарабьянов, участвовавший в подготовке издания.

Выставка "Импрессионизм в авангарде" пройдет в Музее русского импрессионизма с 31 мая по 19 сентября. В экспозицию вошло более 60 работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Специально к выставке издан иллюстрированный каталог, где будут представлены не только импрессионистические работы мастеров русского авангарда, но и ранее не публиковавшиеся тексты авангардистов. Для каталога написали статьи ведущие российские искусствоведы: знаток русского авангарда куратор Андрей Сарабьянов и профессор Академии художеств, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков.

"Эта статья [Малевича] написана в 1932 году, то есть время уже совершенно не импрессионистическое, не авангардное, 32-й год - время, когда закрыты все объединения художественные, и все они объединены под эгидой Союза художников, то есть такая уже тотальная система соцреализма в полном действии. И в этом году вдруг Малевич пишет статью, которую он называет "Практика импрессионизма" и потом добавляет "…и ее критика". Критики на самом деле в статье нет, а есть только практика", - рассказал Сарабьянов.

По его словам, Малевич довольно долго работал над статьей. Есть первый, второй и окончательный варианты. В каталоге будут опубликованы фрагменты окончательного варианта. Сама статья - около 60 авторских страниц, написанных "характерным почерком" Малевича.

"Эта статья заканчивается такими оптимистическими словами, что импрессионизм еще ждет своего исследования. Ну, к сожалению, Малевич это исследование не совершил сам, но тем не менее он предвидел, что импрессионизм в русском искусстве задержится", - отметил искусствовед.

В свою очередь, Доронченков рассказал, чем был импрессионизм для художников той эпохи. "Для русских новаторов, для молодого поколений той поры - начала XX века импрессионизм был, во-первых, новым живописным языком, который позволял освободиться от рутины и от общей провинциальности, что не делало их автоматически художниками большими, крупными, центральными. А во-вторых, более широко импрессионизм для русского сознания конца XIX - начала XX века - это синоним свободы", - отметил Доронченков.

Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.