Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Новый роман Виктора Пелевина: отражение современности или уход от нее?

5 апреля 2013, 11:38 UTC+3 Людмила Филоненко

«Бэтман Аполло» - одиннадцатый роман Пелевина, является продолжением книги «Empire V» 2006 года

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Вышел новый роман Виктора Пелевина «Бэтман Аполло», который  так долго предвкушали и, наконец, дождались. Его стремительно сметают с прилавков книжных магазинов. Произведение вполне можно охарактеризовать известной фразой «сейчас его вся Москва читает». Что же это: долгожданный шедевр, удачная pr-кампания или же неоправданные надежды изголодавшегося читательского сообщества?

«Бэтман Аполло» - одиннадцатый роман Пелевина, является продолжением книги "Empire V" 2006 года. Здесь автор рассказывает нам о вампирах, которые питаются совсем не кровью, а агрегатом М5, который вырабатывает человек, ощущая страдания. Вампирами управляет некая Великая Мышь, раз в несколько десятков лет к ее телу приживляют очередную человеческую голову, которая называется Иштар. Благодаря этой голове Мышь способна поддерживать контакт с меняющимся миром. Пелевин рассказывает нам историю о том, как подруга главного героя, простодушного вампира Рамы, стала новой Иштар, и какие тайны мироздания открылись благодаря этому Раме, книга о том, кто на самом деле управляет человечеством и зачем, и есть ли от этого спасение.

На это произведение, действительно, было возложено немало ожиданий. Поклонники мечтали, что их обожаемый автор после нескольких последних литературных неудач выдаст им что-то такое грандиозное, злободневное и хлесткое, что восторги от «Чапаева и пустоты», «Generation «П» и «Ананасной воды» просто померкнут перед новым откровением.

Так как издательство «Эксмо» подогревало общий интерес тем, что новый роман Пелевина о протестах, многие предвкушали, что там будет глубокий анализ современного общества и процессов, которые им владеют.

Остальные ждали просто хорошей отечественной книги, которую интересно и приятно будет прочесть.

Но ожидания оправдались не у всех. Фанаты сразу разделились на два лагеря и начали яростно спорить на просторах интернета о значимости написанного. Критики же в большинстве своем оказались единодушны, поставив отрицательную оценку новому произведению Пелевина.

Каким будет мой вердикт? Что ж, хороший рецензент не идет на поводу у общественности, а наоборот, пытается найти в книге что-то такое, чего не заметили другие, написать абсолютно противоположный отзыв и доказать, что критики в своих оценках ошиблись. Но я этого делать не стану. Просто потому, что спорить здесь не о чем. Если ты, читая книгу, замечаешь, как перелистываешь страницы, и ждешь хоть какого-то всплеска – сюжетного или языкового , значит, произведение не смогло тебя пробрать или хотя бы задеть. Пелевин давно уже перестал радовать своими произведениями, в них все меньше чувствовалось того самого смака, который был характерен его первым книгам.

Но «Бэтман Аполло» печалит еще сильнее. Здесь совершенно нет слога Пелевина. Господство в тексте откровенно бедных фраз наталкивает на один и тот же вопрос, действительно ли он писал это произведение, или за известной фамилией давно уже скрывается кто-то другой. А может, он настолько ушел в себя, что потерял всякую связь с реальностью и уже не в силах полноценно отслеживать, что происходит с современным обществом. К сожалению, ответов мы узнать не можем – писатель все также не общается с публикой.

В книге есть и про протестные выступления, и упоминания о Pussy Riot. Автор сообщает, что все эти события являются частью плана высших сил, которые продолжают использовать общество в своих интересах. И если сцена, где Рама понимает, какая связь между его возлюбленной Софи и Бэтманом Аполло, раскрывает суть книги, заставляя задуматься над происходящим, то ее последняя глава, описывающая подвиг в виде одиночного протеста,  выглядит неубедительной и слабой.

Человек  у Пелевина - это машина, постоянно движущаяся к точке наибольшего наслаждения. Но при этом она вырабатывает не наслаждение, а страдание.

Пелевин замечает основные тенденции и настроения современного общества, но он уже не вовлечен в этот процесс, как раньше, а  наблюдает извне, поэтому, его героям и не хватает глубины, четкости, силы. Поэтому и роман получился таким бледным. В нем можно узнать многих персонажей из современной жизни, но себя отыскать уже сложнее. 

 

Людмила ФилоненкоЛюдмила Филоненко - журналист, литературный обозреватель и  кинокритик. Окончила Российский Государственный Социальный университет. Считает, что без кинематографа и литературы человечество было бы обречено на стремительную деградацию.

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама