Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Роман «Обращение в слух»: русский человек хочет просто рассказать о себе

18 июня 2013, 11:55 UTC+3 Людмила Филоненко
Роман Антона Понизовского попал в шорт-лист премии "Большая книга"
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Роман «Обращение в слух» Антона Понизовского заставил многих заговорить об отечественной литературе и ее долгожданном перерождении. Некоторые возвели «Обращение» в ранг лучшей книги столетия, другие охарактеризовали автора как современного и своевременного Достоевского, третьи отметили, что Понизовскому удалось-таки раскрыть тайну «русской души». Роман, кстати, попал в шорт-лист премии «Большая книга». Но какое это произведение на самом деле? И чем смогло зацепить такое количество совершенно разных читателей?

Прежде всего, стоит рассказать о самом авторе. Кто есть этот загадочный Антон Понизовский? Оказывается, он тележурналист. Трудился с Леонидом Парфеновым в «Намедни», затем был продюсером на НТВ. Именно он придумал такие передачи, как «Впрок» и «Что почем». Потом работал в «Добром утре» на первом канале. Была в его жизни и эмиграция в Канаду, но недолгая, всего на год.

Сам он из московской писательской семьи. В одном из интервью признался, что сталкивался с этим самым «народом», с простыми людьми, только в книгах. Вот и решил узнать его как можно ближе. Арендовал торговый павильон на Москворецком рынке, повесил занавески, поставил стол, стулья, чайник. И стали к нему ходить люди и рассказывать свои истории, по нескольку часов потом расшифровывались их интервью. Когда рынок себя исчерпал, он уехал в Одинцово и в одной из медсанчастей снял палату, куда тоже стали часто наведываться пациенты и делиться историями из своей нелегкой жизни.

Вот таким вот нехитрым образом Антон Понизовский собрал огромное количество рассказов о жизни того самого русского народа, с которым он так сильно мечтал познакомиться. Далее родилась и форма, в которую эти рассказы так удачно легли.

Разгадки «русской души»

Пока писатель общался со всеми этими людьми, в его голове постоянно происходили противоречивые диалоги, пытавшиеся как-то понять и охарактеризовать все услышанное. Эти внутренние споры он потом преобразовал в четырех персонажей: семейную пару Анну и Дмитрия Белявских, студента Федю и юную девушку Лелю.

Анна в проблемах российского народа видит гендерный признак, считая, что женщины взяли все основные жизненные тягости на себя, а мужчины, чувствуя свою слабость, усердно спиваются. Муж ее не верит в бога, но во всем опирается на материализм. Федор уже долгое время живет в Швейцарии, родители сослали его сюда учиться, а сами развелись, успели обзавестись новыми семьями и благополучно забыли о своем сыне. Сам Федя обожает Достоевского и скучает по родине, он уверен, что русский человек «богохранимый, гражданин вечности, призванный показать миру высшую правду». Его преподаватель, уверенный, что понять национальный характер можно только, если пообщаться с людьми, предоставив им полную свободу, никак не влияя на их повествование, взялся таким образом раскрыть секрет «русской души». Он и придумал записывать на диктофон рассказы россиян, которые все пять дней слушают эти четверо, отчаянно спорят, ругаются, делают выводы, многие из них в процессе этих обсуждений полностью переосмысливают всю суть бытия, а другие остаются также непоколебимы в своих моральных бетонных устоях.

Если говорить о самой книге, то ни о какой она не о загадке души, она просто о людях с их тяжелыми темными жизнями, ценностями, правдами. С их проблемами и маленькими радостями, смертью, водкой, рынками, розовыми одеялками, любовью и несправедливостью. И если персонаж Федора на протяжении всей книги этому народу сочувствует, жалеет, хочет отчаянно помочь, просветить, то в конце произведения он просто понимает, что народу только и хочется, что обратиться в слух, чтобы его всего лишь послушали и услышали. Ему не нужна эта помощь интеллигенции, и не нужно, чтобы его спасали, этот «народ» очень целостный и органичный, многие сами сознательно выбирали себе такую судьбу, они не требуют жалости, а просто хотят рассказать о себе. Вот и все.

Во многом эта книга похожа на фильмы Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», а теперь еще и на их новый проект «Реальность», где герои, вполне обычные люди, просто берут в руки камеру и снимают свою повседневность. Но в отличие от Понизовского, режиссеры не пытаются охарактеризовать души этих героев, а лишь завороженно наблюдают за жизнью простого русского народа. В «Обращении вслух» линия рассуждений остается второстепенной, хотя и весьма интересной. Споры о сути творчества Достоевского, о вере, боге, чувстве вины весьма занимательны, порой комичны, иногда восхитительны. Но ответов мы так и не дождемся. 

Федор, так отчаянно пытавшийся доказать «богохранимость» русского народа,  не смог этого сделать, но этот народ в своем обращении изменил самого Федора.

 

Людмила ФилоненкоЛюдмила Филоненко - журналист, литературный обозреватель и  кинокритик. Окончила Российский Государственный Социальный университет. Считает, что без кинематографа и литературы человечество было бы обречено на стремительную деградацию.

 

 

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама