Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

«Бурановские бабушки» готовятся покорить "Евровидение-2012"

23 марта 2012, 10:53 UTC+3
Бабушки надеются, что их популярность станет стимулом для развития удмуртского языка
Материал из 1 страницы
Поделиться
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'HH:mm:ss') || '01:43'}}
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'mm:ss') || '01:43'}}
{{qualityItem | uppercase}}
SD .mp4 Среднее качество
AU .mp3 (1.59 MB) Аудио дорожка

ИЖЕВСК, 23 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Евгения Самуськова./ Коллектив пожилых артисток «Бурановские бабушки» в Удмуртии еще не успел отдышаться  от обрушившейся на них славы после российского отборочного тура.  Привыкшие за последние три года колесить по всей стране, выступать за границей и в кремлевском дворце, удмуртские пенсионерки не были готовы к тому, что теперь в гости  будут приезжать к ним.

Когда вернулись домой после победы – встречали их всем селом, с гармошкой, с цветами. Теперь каждый день новоиспеченных звезд эстрады атакуют журналисты со всего света, заполняющие деревянные избы своими камерами и микрофонами. Удмуртские бабушки встречают всех без исключения хлебосольным столом и пока не накормят и не напоят гостей, давать интервью не хотят. Иностранцы, которым и невдомек побаловать артисток гостинцами,  удивляются их гостеприимству,  но от  угощений не отказываются. Не часто встретишь таких приветливых, не  испорченных славой  звезд.

Но бабушки уже почувствовали на себе, что это значит быть популярными  - на улицу не выйти. Ведь стоит только участнице коллектива начать работать по хозяйству -  из машин выскакивают караулящие фотографы и начинают снимать неутомимую и совсем негламурную звезду.

 «Слава Богу, сегодня никто меня не видел, когда я полезла на крышу снег чистить. Они бы с ума сошли», - улыбаясь, рассказала корр. ТАСС Галина Николаевна  Конева, с которой мы встретились на празднике Навруз, куда  коллектив «Бурановских бабушек» пригласила республиканская диаспора азербайджанцев.

Несмотря на то, что голосистые бабули до  финала «Евровидения» не собирались  больше нигде выступать, азербайджанцам они отказать не смогли. «Тут вопрос деликатный. Могут обидеться, позвонить своим родственникам в Баку. Тем более, они так звали, сами к нам в Бураново приехали, привезли торт, говорят - просите что хотите», - говорят  бабушки.

«Я прямо так и села, и у меня слезы потекли. Я  же привыкла, что неоткуда помощи ждать. Раньше, помню, как тяжело было в 90-ые годы.  На зарплату покупала конфеты, чтобы детей в клубе угостить», - вспоминает  художественный руководитель коллектива Ольга Николаевна Туктарева.В обмен на приглашение «Бурановские бабушки» попросили  у удмуртских азербайджанцев записать им  самые популярные народные песни на их языке, чтобы  выучить для себя.

«Мы еще слова на азербайджанском хотим выучить к выступлению на конкурсе. Это ведь все равно уважение, если хоть пару слов скажешь. Поприветствовать, поблагодарить обязательно на языке», - говорит Туктарева. Ей всего 43, но она говорит, что возраст уже бабушкин, мол, уже можно внуков нянчить.

6

Удмуртских бабушек  иностранными языками теперь уже не удивишь. Сначала они влюбились в «Битлз» и перепели их на своем, родном; на «Евровидение» они поедут с песней, в которой припев поется на английском. А недавно по просьбе армянского, украинского и кипрского телевидения записали видео-обращения с приветствиями на национальных языках этих стран.

«Я не думала, что они так легко будут петь иностранные песни на чужом языке. Оказывается, я заблуждалась насчет пожилого возраста. Я-то думала, что им удмуртские только песни  подавай и больше ничего. А они очень чуткие  оказались на хорошую песню: любую, пусть это будет английская, азербайджанская, рок, поп -  независимо от жанра.  Любую песню, которая им нравится, они могут превратить в народную, и она будет петься и звучать, как народная. Я сначала боялась, что это будет притянуто за уши. Но ничего подобного, получается искренне», - говорит Туктарева.

Бабушки надеются, что их популярность станет стимулом для развития удмуртского языка. Ведь по данным последней переписи  число удмуртов сократилось  почти на 90 тысяч человек. «Это меня, конечно, огорчает. Если человек удмурт, но не хочет говорить, что он удмурт - значит, не все еще сделали», - рассуждает Ольга Николаевна. Она говорит, что для того, чтобы язык развивался, на нем нужно говорить.

«Я вообще раньше  стыдилась, что я удмуртка, пока не поняла, что я интересная девушка. У меня три языка – немецкий, который когда-то  изучала, русский и удмуртский. Мне говорят – вы знаете три языка? Я думаю -  надо же! И важно, чтобы, действительно, как я почувствовала себя удмурткой, интересной людям, вот  так каждый бы удмурт себя почувствовал, тогда бы не пропал удмуртский язык. А мне кажется, что сейчас  все идет к этому: интернет, модное слово «глобализация»… Но опять-таки наш случай говорит о том, что малые народы интересны. На нашем месте могли оказаться башкиры, чуваши, кто угодно. Значит, какой-то вывод надо делать  тем, кто непосредственно занят национальной политикой», - говорит Туктарева.

В министерстве национальной политики Удмуртии уже посчитали, что  интерес к удмуртскому языку после победы бурановских певиц  в российском отборочном туре  увеличился в 10 раз, по крайне мере, именно в таком соотношении выросло число запросов на сайты, касающиеся Удмуртии, удмуртского народа, языка и так далее. Тысячи пользователей закачали хит на удмуртском языке на свои мобильные телефоны, разумеется, не заплатив авторам ни копейки.

«В современном мире  вообще сложно защищать авторские права, это проблема касается любого артиста. Уже некоторые артисты сказали, что пусть, мол,  пользуются нашими песнями, раз нравится. Борис Гребенщиков  вообще сказал, что вот мой открытый сайт - берите мои песни, пользуйтесь, раз я востребован, то это мое счастье», - говорит администратор коллектива  Мария Толстухина.

Однако про то, какой переполох приключился из-за них в прессе и в Интернете бабушки почти ничего не знают. Доступ к всемирной паутине в селе Бураново есть, но только в школе, а слухи из газет им пересказывают добросердечные соседи.

«Мне иногда рассказывают, какие сплетни ходят, но я думаю, это  тоже хорошо. Критика должна быть. Потому что можно ведь и загордиться,  и от каких-то ошибок это удерживает. Это тоже надо понимать. Конечно, бывает когда обижают. Но сейчас это  хороший для меня опыт. Вот сейчас уже я научилась не обижаться. Так легко стало, прямо даже ощущение полета есть. И я понимаю этих людей, которые гадости какие-то говорят, потому что я не знаю, как бы я рассуждала, если бы я не была в этом коллективе. Поэтому  не зря приходишь в итоге к тем истинам, которые в детстве тебе бабушка талдычила – не завидуй,  не суди», - говорит Туктарева.

9

73-летняя Галина Николаевна, которую в коллективе называют «мушмуммы» - пчелиная матка за ее непререкаемый авторитет -  призналась, что Интернетом она не пользуется. «Нет,  не хочу. Зачем это нас в школу-то пускать? Там люди работают, а тут мы.  Газеты читаем, всякое бывает - расстраиваемся иногда.  Где-то написали, что 39 у меня куриц, а у меня всего-то двадцать с лишним, да коза с козленком. И  еще мне 77 лет написали в какой-то газете!» - огорчается  Галина Конева.

Конкурентов удмуртские бабушки на конкурсе не боятся. Не потому, что считают себя лучшими, а потому что их даже не знают. «Откуда мы их  знаем. Нет, конечно, никого не знаем, не видели.  Что мы в глухомани этой слышим?» - говорит Конева.

Западная пресса хотела было сосватать удмуртских пенсионерок за еще одного пожилого конкурсанта -  75-летнего дедушку Энгельберта Хампердинка из Великобритании, даже давали послушать его песню, да затея их провалилась. Самородки из Бураново никак не могут  выучить сложное имя певца. Однако телеканалы не теряют надежды свести  артистов  и познакомить поближе с помощью прямого телемоста. Да только красивой любовной истории для прессы не  получится, ведь для православных бабушек из Удмуртии даже помада на сцене не допустима, а такой стыд  - и подавно. Представить, что пенсионерки выйдут на сцену с выщипанными бровями, после салонного макияжа  невозможно, лучшая спа-процедура перед стрессом – обыкновенная баня.

«Да вот некоторые старушки выйдут на сцену, губы накрасят, глаза подмажут – фу, срам. Разве можно на старости лет? Всякому возрасту свое», - говорит, перекрестившись, Галина Конева.

Почти все свои гонорары верующие певицы откладывают на строительство церкви. Вложились не только они, но и жители поселка – кто по рублю, кто по сотне. Первый камень был заложен в прошлом году, чтобы  формально не начинать стройку в високосный год,  а вот работы начнутся уже в мае. Бабушки говорят, что отложенных в кубышку денег должно хватить. Проект уже готов, это будет небольшая краснокаменная церквушка на 100 человек вместо закрытой в 1939 году и разрушенной в конце 1940-х.

 «Пока церковь не построим, помирать не собираемся»,- поставили себе цель артистки, которые после бурной гастрольной деятельности готовы просто петь в церковном хоре. «Меня крестили в Бурановской церкви, и я хочу, чтобы меня отпевали в Бурановской церкви»,- объясняет нехитрый смысл своей затеи Галина Николаевна. К жизни и смерти «Бурановские бабушки» относятся поистине философски – мы, говорят,  все равно умрем,  так пусть лучше в славе, в пути, чем в одиночестве, никому не нужными и забытыми.

Часть денег бабушки отдают в сельский дом культуры, ставший вторым домов для многих из них. На эти деньги удалось купить  два музыкальных инструмента, о которых они давно мечтали – настоящие русские гусли. Вскоре на помощь пришло республиканское министерство  культуры -  обещали сделать в клубе ремонт и сшить  костюмы для детей, занимающихся в кружках.

Для  неприхотливых бабушек же никакие костюмы  не нужны. Выступают они всегда в своих национальных платьях, доставшихся по наследству от мам и бабушек. Главное украшение наряда  - яркий головной платок, серебряные серьги и монисто  – ожерелья из монет, старинных современных, на ногах  настоящие лапти.  Как рассказала  продюсер группы Ксения Рубцова, никто из организаторов конкурса и не думал уговаривать бабушек надеть что-то другое, настолько органично смотрятся они в своих платьях. Даже  от стилизованных дубленок с лентами,  которые сшили специально для небольшой фотосессии с участием бабушек, решено было отказаться – артистки  надели старинные суконные пальто «дись», с любовью сохраненные  ими в сельском музее.

«Часто спрашивают, как вы думаете, почему вы стали так  известны и популярны. Я думаю, что на этот вопрос даже искать не надо ответов. Оно как есть, так и есть.  И просто делать надо вовремя выводы из этого, вот и все. Оказывается, музыка народная интересна людям, пусть в такой урезанной, стилизованной форме. И что отходить не хочет человек от корней своих, тем и кормится, что веками накоплено.  У нас  очень богатая история в селе, вот там покопаться и можно понять, почему так происходит. Я считаю, это не случайно, что Бураново стало таким. Здесь было много интеллигенции, много споров, разговоров, мыслей. Долгое  время у нас жил священник  Иоанн Васильев, самый первый просвещённый удмурт, этнограф. Его заменил  Григорий Григорьевич Верещагин, который прожил у нас 26 лет. И я думаю, семена были посеяны этими людьми, крупными удмуртскими просветителями, которые очень много сделали для развития удмуртской культуры», – рассуждает Ольга Николаевна о талантах бабушек и корнях неожиданно свалившиеся на них славы.

Бабушки уверены, что их село – особое. В июле 2011 года, когда в соседнем Пугачево гремели взрывы  на арсенале, их от беды уберегла сельская гора.

«Я в тот день дома была, спать легла. В первом часу только уснула – слышу, громыхнуло. Я говорю - что ты, Боженька, так сердишься? И снова лежу, а там ого, как громыхает. Мне стало подозрительно, что-то неладно. Потом позвонили, говорят, выходи из избы, там снаряды взрываются,  могут долететь. Я - на улицу, а там уже люди ходят, всю ночь мы так и стояли. Потом к нам людей везли из Пугачево -  поселок Бураново находится прямиком 8 километров от арсенала.  До нас только 2  снаряда долетели, да не взорвались,  в землю воткнулись. Потом охотники нашли. А нас гора спасла, только чуяли, как порохом пахло»,- рассказала Галина Николаевна.

Туктарева говорит, что благодаря своей самобытности и обаянию бабушки приоткрыли  миру дверь в свою культуру, а дальше черед тех, кто пойдет за ними -  более смелой молодежи.

«У меня есть надежда на нашу молодежь, подрастающую. В Бураново есть такая. В Бураново вообще дети замечательные, потому что в школе педагоги хорошие, краеведы,  и сейчас то, что с нами происходит, мимо них не  проходит, это все  для них», - уверена Ольга Николаевна.

Дети и внуки уже смирились с тем, что их бабушки  не такие, как у всех. Они не только умеют печь пироги, ухаживать за огородом, разводить кур, но и «зажигают» в ночных клубах, куда их часто приглашают выступать, запросто общаются с известными людьми, носятся по лучшим звукозаписывающим студиям Москвы, раздают интервью. Больше всего бабушкам в водовороте красивой жизни понравились самолеты  - можно в два счета прилететь обратно, домой.

Администратор коллектива Мария Толстухина рассказала, что очень переживала, когда пришлось в первый раз лететь на самолете. «Я запомнила эти ощущения – я  так волновалась за бабушек. А они – хоть бы что. В иллюминаторы уткнулись, сидят-галдят:  о, облака, о, как красиво.  И когда вышли, они сразу сказали – вот теперь будем все время летать, потому что так быстрее – экономия времени»,- вспомнила она.

8

Однако «изюминку» для своего выступления на «Евровидении» бабушки придумали, трясясь в поезде – не могли заснуть по дороге в Москву, и пришла им в голову идея вывезти печку на сцену. «Я Галину Николаевну  разбудила и говорю – что если мы попросим, чтобы там у нас печка была, как они на это посмотрят? Она говорит – оставь со своей печкой, спать мешаешь. А когда приехали, идею предложили  печку нам сколотили! А мы им за это напекли перепечи. Люди же трудились ради нас!»- делится секретом Ольга Николаевна.

Перепечи – удмуртское национальное блюдо в виде небольших круглых открытых пирожков с начинкой из грибов и яиц, или фарша и капусты. Такой же выпечкой бабушки собираются  угощать  всех на конкурсе в Баку. «Напечем обязательно, найдем где», - уверены они. Еще один обязательный подарок от «Бурановских» звезд – бутылочка настойки на травах «Легенды Италмаса», которая выпускается в Удмуртии – всем знакомым и друзьям бабушки дарят ее на память, да и сами себе по ложке настойки  в чай наливают. «Перед концертом – ни  капли. Даже валидол не пьют», - говорит Толстухина. Вместо допинга  пенсионеркам поможет  свечка, поставленная  в храме – до и после – в благодарность.

Спрашиваю напоследок - вы осознаете, что уже вписаны в историю? «Да,  пока не знаем, какими буквами, но осознаем», - кивают они.

В финале отборочного тура, который прошел 7 марта в Москве, группа "Бурановские бабушки"  с песней «Пати фо Еврибади»/Party for Everybody/завоевала первое место, получив 38,51 баллов за счет зрительского телефонного и смс-голосования, а также благодаря мнению членов профессионального жюри. Финал "Евровидения-2012" пройдет в столице Азербайджана с 22 по 26 мая. В Баку поедет коллектив из 8 человек, однако, поскольку по условиям конкурса на сцене может быть только 6 исполнителей, две участницы будут болеть за своих подруг в зале.

Согласно жеребьевке конкурса артистки, которые будут представлять Россию,  выйдут на сцену в первом полуфинале  22 мая под номером 14.  Вместе с «Бурановскими бабушками» споют конкурсанты из 18 стран – Черногории, Исландии, Греции, Латвии, Албании, Румынии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Израиля, Сан-Марино, Кипра, Дании, Венгрии, Австрии, Молдавии и Ирландии.

Второй полуфинал пройдет  24 мая, за выход в финал будут бороться Сербия, Македония, Нидерланды, Мальта, Белоруссия, Португалия, Украина, Болгария, Словения, Хорватия, Швеция, Грузия, Турция, Эстония, Словакия, Норвегия, Босния и Герцеговина, Литва.

В финал, который состоится 26 мая,  выйдут лучшие и, по правилам,  представитель  страны-победительницы прошлого конкурса, в этом году это Азербайджан, а также участники из стран «большой пятерки» – Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании.

Крупнейшие букмекерские конторы Вильям Хилл /WilliamHill/ и Лэдбрукс/Ladbrokes/ сделали первые прогнозы, согласно которым «Бурановские бабушки» из Удмуртии занимают второе место, а лидером является шведская певица марокканско-берберского происхождения Лорин.

Песня «Partyforeverybody» 

Музыка: Виктор Дробыш и Тимофей Леонтьев

Слова на удмуртском языке: Ольга Туктарева, худрук коллектива

Слова на английском языке: американская поэтесса Мэри Эпплгейт (MaryApplegate).

 

Песня «Partyforeverybody»
Перевод 

Жоккышет тодьы волдисько,

Пиосме возьмасько.

Котэм нянь буй-буй икбудэ,

Сюлэмы небзе.

Припев:

Коркатырик нылпиосы, бертизы мусоосы. (2 раза)

Вож дэремме дисяло но горд кышетме мон керттисько (2 раза)      

Эктыны пото.

Кырзалом жон, жон, жон

Эктом ми куаж-куаж али.

Кырзалом жон, жон,жон

Вань мы чёшен.

Пати фо эврибадиденс.

Камон эн денс....

Кочыше но шум потэ но (2 раза)

Пуные но шум поте (2 раза)

Мылыкыды капчия но

Шумпотонэн пачилме но

Шум потоне но.

Застилаю белую скатерть, детей жду домой.

Тесто радостно поднимается

И сердце моё ликует

Полный дом детей, приехали родные

Одела зелёное платье, красный платок.

И иду танцевать.

Поём мы сильно-сильно

Танцуем от души, от души!!!

Поём мы сильно-сильно,

Потому что вместе!

И кошка моя рада, и собака моя рада,

Счастье льётся через край.

Радость!!!

 

 

Участницы коллектива 

Граня Ивановна Байсарова - родилась 12 июля 1949 года. По профессии штукатур-маляр, плиточница. Работала на «Ижевском машзаводе». В 1975 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет проработала дояркой. Для всех участниц коллектива связала чулки, в которых бабушки выходят на сцену. Воспитала 6 детей, у нее есть 8 внуков и одна правнучка.

 1

Наталья Яковлевна Пугачёва - родилась 28 ноября 1935 года. После первого класса бросила учебу, поскольку началась война, стала работать в колхозе Бураново. Самая миниатюрная участница коллектива. Замужем, воспитала 4 детей. У нее есть 3 внуков и 6 правнуков.

Валентина Семёновна Пятченко - родилась 21 октября  1937 года. Выучилась на швею, потом окончила историко-филологический факультет Удмуртского пединститута. 21 год проработала учителем русского языка и литературы в Туркмении, куда отправили служить мужа. В 1984 году после развода Валентина Семеновна с детьми вернулась в Бураново, где до пенсии работала в школе.  В 1998 году потеряла правую руку, работая на циркулярной пиле. Сейчас все научилась делать сама, выходя на сцену, надевает протез. В коллективе за ее тихий характер и скромность  ее называют «ширпи», что на русский переводится  как «мышонок». Воспитала 2 сыновей, один из которых погиб. Имеет 2 внуков.

2

Екатерина Семёновна Шкляева - родилась 2 ноября 1937 года. Бросила школу в 4 классе после смерти матери, работала на «Ижевском механическом заводе», штукатуром-маляром в Пермской области. Овдовела через 6 лет после замужества и вернулась на  родину, до пенсии работала в сельском хозяйстве села Бураново. В коллективе выполняет роль камертона, по которой сверябт тональность. Воспитала 3 детей. Есть 5 внуков и 1 правнук.

4

Галина Николаевна Конева - родилась 15 октября 1938 года.  Окончила Сарапульское дошкольное педучилище, работала воспитателем в детском саду. Имеет  1 взрослый разряд по лыжным гонкам.  Подруги называют ее стержнем коллектива.  Вырастила 3 детей. Есть 8 внуков и 2 правнука.

8

Зоя Сергеевна  Дородова  - родилась 15 апреля 1940 года. По профессии пекарь, работала в Бурановской пекарне, дояркой в колхозе, поваром и заведующей школьной столовой в Бабино и коммерческом предприятии. В поездках за меню бабушек отвечает она. Вдова, воспитала дочь, помогает растить 2 внуков.

 5

Алевтина Геннадьевна Бегишева  - родилась 3 февраля 1958 года. Работала бухгалтером, всю жизнь собирала старинные вещи, сейчас руководит музеем в Бурановском Доме культуры. Воспитала троих  детей.

3

Ольга Николаевна Туктарева - родилась 26 апреля 1968 года.   Окончила Пермский институт культуры. Директор Бурановского Дома культуры, худрук «Бурановских бабушек». Автор переводов песен на удмуртский язык. Двое детей.

7

Фото Елены Касимовой

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама