Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Девичья башня в Баку открылась после завершения работ по музейной консервации

29 января 2014, 13:23 UTC+3
Башня является одним из символов столицы Азербайджана
Материал из 1 страницы
{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_923070.stepNow *12 +1}} - 4 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_923070.sliderLength-1}}
1
...
{{item.num+1}}
...
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_923070'].sliderLength - 1}}
{{$root.cfg.modules.slider['gallery_923070'].sliderLength - 1}}
+
1977 год
© ИТАР-ТАСС/Валерий Зуфаров и Яшар Халилов
1993 год
© ИТАР-ТАСС/Олег Литвин и Анатолий Морковкин
2012 год
© ИТАР-ТАСС/Александр Рюмин
Во время музыкального конкурса "Евровидение 2012"
© ИТАР-ТАСС/Александр Рюмин

БАКУ, 28 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Севиндж Абдуллаева/. Символ столицы Азербайджана - знаменитая Девичья башня приняла первых посетителей после завершения почти пятилетних работ по музейной консервации. Бакинцы с особым трепетом относятся к этому памятнику, расположенному на территории древней крепости Ичери-шехер, и не представляют без него свой город. Поэтому перед реставраторами стояла ответственная задача - ничего не менять в облике башни, история которой, по версии ряда ученых, берет начало с VIII-VI веков до н. э.

"Процесс, который мы запустили в 2009 году, называется музейной консервацией. Это способ сохранить памятник именно в том виде, в котором он дошел до наших дней, не пытаясь восстановить какие-либо утерянные элементы, не изменяя его внешнего вида", - рассказал в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС начальник отдела международного сотрудничества и культурных связей управления государственного историко-архитектурного заповедника Ичери-шехер Анар Гулиев.

Прежде всего, отметил он, необходимо было обеспечить устойчивость башни, чтобы остановить ее разрушение. "Памятник действительно был в плачевном состоянии. Время, дожди и ветры сделали свое дело. За многие годы межкаменная прослойка выветрилась, из-за чего в стенах башни образовались большие щели. Иногда в ветреную погоду можно было даже видеть, как из нее выпадают камни. На самом деле башня сохранилась только благодаря толщине своих стен, которая у основания доходит до пяти метров. Но несмотря на это был серьезный риск потерять памятник в течение нескольких десятилетий", - подчеркнул Гулиев.

В последний раз реставрация Девичьей башни проводилась в 60-х годах прошлого века с учетом знаний и технологий тех лет. Пострадавшие от времени и климатических условий фрагменты памятника тогда просто заменялись новым камнем. Это выглядело в форме заплат и, безусловно, не украшало внешний вид башни. С учетом этого очень серьезно решался вопрос о том, кому доверить работу по консервации. "К тому времени у нас уже сформировался опыт сотрудничества с австрийским реставратором Эрихом Пуммером и его командой, - продолжает Гулиев. - Ранее они провели работу по консервации мечети Мухаммеда, построенной в 1078-79 годах. Это памятник мирового значения, одно из самых древних исламских строений, сохранившихся целиком на территории Ичери-шехер, да и вообще Баку. Проект был успешно реализован, во время работ Пуммер использовал и свое ноу-хау - технологию вакуумного камнеукрепления. Мы решили, что можем продолжить сотрудничество".

Затем был продолжительный процесс подбора материалов, их надо было разработать с учетом специфики апшеронского известняка, из которого была построена башня. Подготавливались соответствующие растворы, чтобы сохранить привычный цветовой оттенок, патину древнего строения.

В ходе работ реставраторы столкнулись с неожиданной проблемой: стрижи, прилетающие в Баку в конце весны, облюбовали себе образовавшиеся в стенах башни щели и стали вить в них гнезда. "Консервация предполагала заполнение этих пустот, поэтому мы рисковали нарушить годами сложившийся экологический баланс. Надо было что-то делать, и здесь нам очень помогли эксперты, а также кампания международного диалога по окружающей среде - IDEA, реализуемая по инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева - Лейлы Алиевой. Из материала, близкого к природному камню, были изготовлены альтернативные гнезда. Они были установлены на фасаде здания, расположенного напротив Девичьей башни. Местные художники помогли нам композиционно разместить гнезда так, что издалека они похожи на семью стрижей в полете. В новые гнезда птиц завлекали с помощью специальной аудиозаписи их голосов, была даже завезена специальная трава, которой застелили новое жилье стрижей. В общем, эксперимент удался, теперь птицы селятся в новых гнездах и выводят в них потомство", - говорит начальник отдела. Альтернативные гнезда рассчитаны на 500 птиц. Кроме того, реставраторы оставили для них около 150 углублений в самой башне без ущерба для нее.

По словам Анара Гулиева, параллельно с консервацией велись научные исследования. "Во время работ было найдено много интересного, - рассказывает он. - К примеру, в стене Девичьей башни есть выход в колодец, прорытый сквозь скалу, на которой она построена. Вычистив этот колодец, вода в котором, к слову сказать, оказалась чистой, нам удалось больше узнать о его структуре. По ходу было обнаружено немало археологических находок, в том числе обломки керамической посуды, которые заняли место в музее, действующем в башне. Также были найдены деревянные элементы на фасаде башни, о которых ранее ничего не было известно. Они помогают развить версии ученых о том, что в древности вход в башню мог быть в другом месте, возможно, даже не на уровне земли, а гораздо выше". Еще одним примечательным архитектурным элементом является керамическая труба, проходящая в стене по всей высоте башни. По разным предположениям, она могла служить как для стока жидкости, так и для подачи газа на самый верх башни, поддерживая горящий там огонь. Это всего лишь версии, их много, и это дает ученым пищу для размышлений.

"Мы свою задачу видим в том, чтобы преподнести все версии, и это стало основным принципом музейной экспозиции", - добавляет Гулиев. По его словам, Девичья башня как музей уникальна в том смысле, что пространство внутри нее ограничено. Поэтому, создавая экспозицию, пришлось находить баланс между насыщенной музейной деятельностью и возможностями, которые открывало пространство башни. "Мы постарались большую часть информации донести с помощью новейших достижений науки и техники, информационных технологий. В башне использовано немало так называемых тачскринов - сенсорных мониторов, после прикосновения к которым можно знакомиться с информацией. Есть и виртуальные книги, посвященные существующим легендам о башне. Используется гелиодисплей, который проецирует изображение на поток воздуха", - говорит Гулиев.

Особое внимание в музейной экспозиции уделено существующим версиям относительно предназначения башни, по сегодняшний день остающейся одним из самых таинственных памятников. "Ученые все еще продолжают спорить по этому вопросу, и мы остановились на трех версиях: первая - это культовое сооружение, вторая - древняя обсерватория и третья - оборонительное, фортификационное сооружение, - отмечает представитель историко-архитектурного заповедника. - К примеру, оборонительным сооружением башня в какой-то период однозначно служила. Есть свидетельства о том, что ее использовали и как маяк для кораблей, ходивших на Каспии. Целый ряд ученых считает, что это была древняя обсерватория, о чем, по их мнению, свидетельствует направленность окон башни только в одну сторону. Не отвергается и версия о культовом сооружении. В пользу нее говорит то, что башня выше любого минарета, существующего на территории Ичери-шехер, а в средние века по канонам ислама ничего выше минаретов не строилось. Каждой из этих версий посвящен один из этажей музея".

Что же касается самого верха башни - смотровой площадки, откуда открывается восхитительный вид на весь город, то и здесь не обошлось без инноваций. На небольшой горизонтальной поверхности даны изображения основных достопримечательностей города, обозреваемых со смотровой площадки. А с помощью специального кьюар-кода (QR-code) посетители, имеющие смартфоны и планшеты, могут попасть на соответствующую страницу в интернете, рассказывающую о памятниках, расположенных как на территории древней крепости, так и за ее пределами.

Как сообщил Анар Гулиев, в первой половине этого года посетителям Ичери-шехер будет представлена еще одна новая музейная экспозиция, работа над созданием которой завершается сейчас в Дворцовом комплексе ширваншахов. Этот комплекс также является памятником мирового значения.

Ну а реставрированная Девичья башня по прежнему будет привлекать к себе туристов, которым гиды расскажут не одну легенду о памятнике. Большинство из них связано со значением слова "Дева". Самая популярная легенда повествует о том, что шах решил выдать свою дочь за нелюбимого ею человека. Девушка уговорила отца построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства царь не изменил своего решения и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море. Эта подробность наталкивает на мысль, что когда-то Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни.

Не менее интересно и другое предание, согласно которому у башни был казнен святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Во время раскопок у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведенной над местом гибели апостола.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама