Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Игорь Сопов: Придут ли инвесторы на Кавказ в условиях санкций?

30 сентября 2014, 18:04 UTC+3
Директор Центра современной кавказской политики Игорь Сопов о развитии северокавказских курортов
Материал из 1 страницы
Игорь Сопов, директор Центра современной кавказской политики

Игорь Сопов, директор Центра современной кавказской политики

© Пресс-служба ОАО «КСК»

В настоящее время ситуация в мировой экономике в целом далека от идеальной. На мой взгляд, экономика не просто не оправилась от кризиса, а наоборот, переживает его очередной виток. Происходит это в условиях нестабильной геополитической обстановки. Для России ситуация усугубляется введенными в отношении нее со стороны ряда западных стран точечными и секторальными санкциями. Все это осложняет приход инвестиций в нашу страну и, в частности, на Северный Кавказ. В таких условиях, безусловно, мы увидим, что некоторые представители бизнеса из Европы и США откажутся от проектов в регионе. При этом, я уверен, найдутся и более прозорливые инвесторы, которые именно в этот момент смогут застолбить место, чтобы участвовать в развитии туристического потенциала Северного Кавказа.

В ближайшие год-два я не жду прихода массовых инвестиций в регион, в частности, в области развития туристической инфраструктуры. Однако впоследствии, а вполне возможно, и раньше, более четко проявится тренд, который виден уже сегодня – на повышение популярности путешествий по России среди наших сограждан. Этому будет способствовать качественное рекламное продвижение российских курортов на Северном Кавказе, в Крыму, в Сочи и других регионах страны.

Сегмент выездного туризма сегодня переживает кризис по причине роста курсов валют и, как следствие, удорожания отдыха за рубежом, банкротства турфирм и связанных с этим неприятных историй с потерей нашими согражданами потраченных на отдых денег и времени. Люди, которые могли себе раньше позволить поехать недорого отдохнуть в Турцию или Испанию, с удовольствием поедут отдыхать на российские курорты при условии конкурентоспособных цен. С ростом спроса поднимется и инвестиционный интерес к вложению средств в строительство новых курортов. Вначале этот интерес будет наибольшим со стороны отечественных компаний.

Вместе с тем в период неопределенной экономической и политической ситуации самое время задуматься о решении некоторых системных проблем. Первое, на что хотел бы обратить внимание, – это необходимость преломления негативного имиджа Северного Кавказа. Об этом много говорят на всех экспертных мероприятиях, проходящих в регионе, в том числе при поддержке компании «Курорты Северного Кавказа». Тут нужна системная, планомерная совместная работа правительств республик, федерального центра, действующих в регионе институтов развития, местных властей и населения, которое, должен сказать, весьма неравнодушно к будущему своей земли и готово к позитивным изменениям. Результатом такой совместной работы станут новые заключенные контракты с инвесторами, возможно, из-за рубежа.

Важным позитивным трендом считаю изменение позиции федерального центра в отношении Северного Кавказа. Сегодня руководство страны нацелено на развитие экономического потенциала этой территории. Об этом свидетельствуют заявления президента нашей страны, создание Министерства по делам Северного Кавказа, реализация различных проектов по импортозамещению. Обязательно будут предъявляться требования и к развитию индустрии отдыха.

Хотел бы отметить, что работа в этом направлении уже сегодня активно ведется и компанией «Курорты Северного Кавказа», и региональными властями. Так, в первые два сезона эксплуатации – зимний и летний – курорт Архыз посетили около 85 тыс. человек. При этом поток туристов летом превысил показатель зимы. Много ли это? Немного, если говорить о состоявшемся курорте. Однако для нового проекта это весомые цифры, которые свидетельствуют о хорошем спросе и достаточно оптимистичных перспективах для инвесторов, которые захотят поучаствовать в этом проекте. Достигнутые Архызом уже в первый год результаты говорят о том, что курорт будет востребован всегда. Я объясняю это, прежде всего, новизной – предложения, уровня сервиса, качества инфраструктуры, как туристической, так и горнолыжной, просто иным подходом к созданию места отдыха, чем существовал последние лет 20, когда курорты строились бессистемно и хаотично.

Само по себе создание курортов на Северном Кавказе не новшество. В XIX веке регион Кавказских Минеральных Вод славился как место оздоровления представителей состоятельных сословий царской России. В Советское время санатории и профилактории КМВ, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии ежегодно привлекали сотни тысяч желающих отдохнуть и поправить здоровье. Но сегодня эти курорты, попавшие во многих случаях в частные руки, пришли в упадок и уже не могут порадовать отдыхающих былым уровнем сервиса. Поэтому успех Архыза закономерен.

В дальнейшем, я полагаю, как Архыз, так и все прочие северокавказские курорты будут выигрывать за счет комплексного развития территории. Это предполагает создание единого стиля, развитие дополнительных видов услуг, например, экотуризма или народных ремесел. Уже сегодня в Архызе виден именно такой фундаментальный подход. Главное – каждый год предлагать что-то новое. К примеру, можно сертифицировать трассу для скалолазания.

В заключение отмечу, что курорты на Кавказе не являются панацеей для решения всех экономических и социальных проблем региона. При этом они, безусловно, являются одним из драйверов его развития и потому должны развиваться как минимум не медленнее. 

Начать повышать привлекательность северокавказских курортов предлагаю следующим образом. Давайте для начала разберемся, почему цены на билеты в аэропорт Минеральные Воды летом вырастают едва ли не вдвое и почему проживание в гостиницах в Пятигорске дороже, чем размещение в отелях аналогичного уровня за границей? Уверен, что возрождение туристического потенциала может начаться с решения именно таких, казалось бы, банальных, но злободневных вопросов. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама