Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Преимущество туркластера Северного Кавказа – в наличии единой модели развития курортов

16 декабря 2014, 13:58 UTC+3
По мнению экспертов Южного Тироля, это позволит сократить время становления регионального туризма без потерь в качестве
Материал из 1 страницы
© Андрей Полуянов

Специалисты из Южного Тироля побывали с ознакомительным визитом на двух площадках Северо-Кавказского туристического кластера – курортах «Архыз» и «Эльбрус». Именно здесь стартует первый этап российско-итальянского проекта «Альпы–Кавказ» между компанией «Курорты Северного Кавказа» и туристическими ведомствами Южного Тироля – провинции, занимающей одну из лидирующих позиций в туристической отрасли Альпийского региона.

Уже в феврале-марте будущего года две рабочие группы посетят «Архыз» и «Эльбрус» и подготовят экспертное заключение с предложениями по развитию инфраструктуры и сервиса двух курортов. В дальнейшем планируется разрабатывать такие направления сотрудничества, как создание и продвижение единого зонтичного бренда для курортов Северного Кавказа, взаимодействие с резидентами ОЭЗ и местным населением, организация летней и зимней программы отдыха на курортах туристического кластера и создание системы безопасности в горах.

«Мы увидели, что Кавказ и Южный Тироль объединяют великолепные горы, которые являются важным достоянием этого региона, – рассказал в интервью корр. ТАСС директор департамента альпийских технологий Агентства инновационных технологий Южного Тироля Андреас Винклер. – И приехать на Кавказ, увидеть его природу и горный рельеф для нас все равно что приехать домой. Особенно это актуально для «Архыза» – когда мы поднимались там на подъемнике, сразу возникло впечатление, что мы дома, в Кронплатце, потому что природа здесь очень похожа».

«Архыз» является очень хорошим примером того, как нужно развивать курорт оптимальным образом. Мы были приятно удивлены, что за такой короткий период была построена качественная инфраструктура, и тем, насколько верное стратегическое направление было выбрано ОАО «КСК», – пояснил Винклер. – Если правильно подойти к развитию «Архыза», велики шансы сделать из него универсальный курорт, работающий как зимой, так и летом». Эксперт отметил, что на «Архызе» уже работают профессиональные компании Poma, TechnoAlpin, которые обеспечивают высокий международный уровень горнолыжной и сопутствующей инфраструктуры.

«Эльбрус» – это немного другая история. У курорта есть имя, известное по всему миру. Туризм там развивался еще во времена СССР, это хорошо известный сложившийся бренд. Это самая высокая гора Европы, которая, безусловно, притягивает туристов со всего мира. Кроме того, на «Эльбрусе» уже существует определенная горнолыжная инфраструктура, работает много гостиниц, кафе, ресторанов, – остается привести уровень сервиса к международным стандартам», – рассказал Винклер.

Участие местного населения в развитии туристической отрасли эксперты назвали обязательным условием развития курортов. «Развитие курортов «Архыз» и «Эльбрус», развитие летних и зимних видов отдыха на них должно быть обязательно связано с развитием местного населения и его максимальным вовлечением в этот процесс, – пояснил Андреас Винклер. – Мы рассматриваем горнолыжные центры как предприятия, которые создают и обеспечивают рабочие места и задействуют на них местное население, проживающее в регионе. «Эльбрус» должен стать работодателем, и вся долина рядом с ним должна развиваться за счет этого. То же самое должно происходить и в «Архызе».

Директор Центра по развитию отношений между автономной провинцией Больцано и Россией им. Н. И. Бородиной Андрей Прусс рассказал, что существует американо-канадская модель развития, однако она обладает существенным недостатком – полным исключением местного населения из индустрии туризма. «Суть в том, что на рекреационные площадки заходят большие финансовые группы, которые сами строят всю инфраструктуру, но они и получают все дивиденды с развития, тогда как местное население, люди, которые живут вокруг, остаются совершенно не интегрированными в процесс. И территория не развивается», – уточнил он. По словам эксперта, в Южном Тироле эта схема развития осталась невостребованной, и Северному Кавказу также следует пойти по другому пути развития. «В проекте туристического кластера обязательно должна оставаться социальная составляющая, причем она должна быть понятной и реалистичной для местного населения. Нельзя дать крупному бизнесу поглотить интересы местных сообществ, – отметил Андрей Прусс в беседе с корр. ТАСС. – Население обязательно должно быть интегрировано».

Его коллега Хансйорг Праст, директор Агентства внешнеэкономических связей Южного Тироля (EOS), рассказал, что в регионе история успеха туристической отрасли развилась как раз из инициативы местных жителей – малых инвесторов, управляющих семейным бизнесом. «Основной мотивацией развития отрасли, не будем скрывать, являлась бедность: сельское хозяйство было развито слабо, молодежь стала уезжать из региона по причине очень низкого уровня жизни, – сказал он. – Однако нашлись пионеры, энтузиасты, которые увидели перспективы туризма: ведь люди приезжают отдыхать в горы, привозят деньги и оставляют их тут, что постепенно начинает повышать благосостояние и уровень жизни местных сообществ. Соответственно, встал вопрос: как сделать так, чтобы люди приезжали чаще и в большем количестве?». Праст привел в пример знаменитую долину Валь-Гардена, где местные жители стали понемногу привлекать туристов на свои крестьянские хутора, кто-то же переориентировался на развитие народных промыслов  – и сейчас далеко за пределами долины известны ее мастера резьбы по дереву.

По мнению эксперта, на курортах Северного Кавказа этот путь к успеху за счет развития отрасли туризма может быть пройден гораздо быстрее. «50-60 лет назад, когда туризм в Южном Тироле только начал развиваться, все начиналось с очень локальных горнолыжных центров, которые создавали небольшие группы местных бизнесменов. Естественно, они были конкурентами. И прошли годы, прежде чем люди поняли необходимость объединяться и создавать союзы, которые позволят внедрить единый ски-пасс и другие общие сервисы, – рассказал Хансйорг Праст. – Только так может эффективно работать весь регион, а отдельные участники рынка – зарабатывать. У вас же, благодаря наличию компании «Курорты Северного Кавказа», которая осуществляет общую координацию процесса, есть возможность пройти этот путь гораздо быстрее, не потеряв при этом в качестве». Когда управление всеми аспектами развития туризма сосредоточено в одних руках, можно максимально эффективно координировать этот процесс, убежден Праст. «У нас это было хаотично, возникал конфликт интересов, и потребовалось много времени, чтобы преодолеть эту ситуацию. На Кавказе же можно сразу задать эффективный вектор развития. Это намного укорачивает период развития. И в этом мы видим большой потенциал», – пояснил эксперт.

Напомним, что регион Южный Тироль находится в горной местности Восточные и Доломитовые Альпы. Значительную часть экономики региона составляет туризм. По количеству туристов в год область занимает третье место в Италии после Венето и Эмилии-Романьи, и является одной из наиболее успешных провинций Италии в части развития и продвижения туристической отрасли. Располагая территорией площадью 7 400 кв. км и населением 500 тыс. человек, регион обеспечивает ежегодный туристический поток в объеме 6 млн человек (29 млн ночевок), занимая первое место в Италии по количеству специализированных туристов (горный и лыжный туризм).

Развитие туризма в регионе при условии соблюдения принципа активного участия местного населения позволило достичь высокого показателя ВВП на душу населения – 34,7 тыс. евро (в ЕС – 23,5 тыс. евро), снизить уровень безработицы до 3,3% (в ЕС – 9,7%) и увеличить показатели рождаемости и средней продолжительности жизни до лидирующих позиций в Италии.

За 50 лет развития (с 1960-х годов) на всесезонных курортах Южного Тироля  было построено 4300 объектов коммерческой инфраструктуры на 220 тыс. койко-мест, 36 горнолыжных центров, проложено  1200 км горнолыжных трасс площадью 3800 га, 375 подъемников, способных транспортировать до 500 тыс. туристов в час, 60 горнолыжных школ, 2500 инструкторов, 1800 км трасс для беговых лыж, а также 17 тыс. км пешеходных троп.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама