28 февраля 2015, 12:20

Министр ВВС США: Пентагон не сможет быстро отказаться от российских ракетных двигателей

Дебора Ли Джеймс сомневается, что к 2019 году США смогут наладить производство собственной силовой установки, которая должна прийти на смену российскому РД-180

ВАШИНГТОН, 28 февраля. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Американскому министерству обороны, скорее всего, не удастся выполнить требование Конгресса США прекратить использовать российские ракетные двигатели РД-180 после 2019 года. Об этом заявила в пятницу министр военно-воздушных сил (ВВС) США Дебора Ли Джеймс.

Выступая на слушаниях в палате представителей Конгресса, она подтвердила, что военное ведомство США больше "не хочет продолжать полагаться таким образом", как сейчас, "на производимый Россией (ракетный) двигатель". "Вопрос заключается в том, каким образом избавиться от зависимости как можно скорее", - отметила Джеймс.

По ее словам, принятый в минувшем декабре в США по инициативе Конгресса закон предусматривает, в частности, что американское военное ведомство после 2019 года может использовать РД-180 лишь в том случае, если эти двигатели были приобретены до воссоединения России и Крыма. "Однако технические эксперты говорят мне, что речь идет о чрезвычайно сложной проблеме, что это - чрезвычайно агрессивный график, что мы можем в него не уложиться, - сообщила министр. - Идея, заключающаяся в том, что Пентагон окажется в состоянии добиться к 2019 году налаживания производства в США собственной новой силовой установки, идущей на смену российскому РД-180, является сомнительной". 

Ранее она отмечала, что на разработку нового собственного ракетного двигателя у США уйдет "шесть, может быть, семь лет". После этого, по словам Джеймс, еще год или два потребуются на интеграцию всех узлов такой техники.

Маршевые двигатели РД-180 производства НПО "Энергомаш" из подмосковных Химок уже давно используются консорциумом United Launch Alliance (ULA), созданным компаниями Boeing и Lockheed Martin, для установки на первой ступени ракеты "Атлас-5". Она применяется для вывода на орбиту не только гражданских, но и военных спутников по заказу Пентагона, что заставляет американских законодателей говорить о том, что интересы национальной безопасности США оказались в зависимости от российских технологий.

Пентагон и ULA открыто выступали против инициативы американских законодателей, которую выдвинул сенатор Джон Маккейн (республиканец, от штата Аризона), опасаясь, что она может помешать стабильному выводу на орбиту американских военных спутников. "Это будет катастрофой", - заявил недавно глава ULA Тори Бруно по поводу требования законодателей поставить российские двигатели под запрет, когда у его компании истечет многомиллиардный контракт с ВВС. Специалисты не уверены, что имеющегося в США запаса РД-180 будет достаточно, чтобы в среднесрочной перспективе обеспечить пуски необходимого числа ракет "Атлас-5".

В сентябре ULA заключила соглашение с относительно новой, но уже заявившей о себе фирмой Blue Origin о совместной разработке американского двигателя, который придет на смену РД-180. "Однако для того, чтобы создать такой двигатель, требуются годы, - подчеркнул Бруно. - Это означает, что нам придется и дальше покупать РД-180 в течение нескольких лет - пяти, шести или более чем семи лет. И мы будем использовать их на наших носителях еще пару лет после того, как прекратим их закупки", - сказал глава консорциума.

По его словам, совместное российско-американское предприятие "РД-Амрос", экспортирующее РД-180 в США в количестве пяти единиц в год, согласно увеличить их поставки. В 2015 году "мы планируем получить восемь" двигателей, уточнил Бруно.