Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

"Хрупкий мир": как развивается украинский конфликт после Минска-2

20 марта 2015, 17:34 дата обновления: 21 марта 2015, 13:09 UTC+3
Что было сделано для урегулирования кризиса в Донбассе с момента достижения февральских договоренностей - в материале ТАСС
Материал из 1 страницы
Дебальцево

Дебальцево

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Вечером 18 марта президент Украины Петр Порошенко подписал закон, который вносит поправки в документ об особом порядке самоуправления в Донбассе. По мнению представителей провозглашенных ДНР и ЛНР, инициированные Киевом изменения противоречат минским договоренностям и ставят под угрозу возможность мирного урегулирования конфликта.

В Москве действия украинского руководства также назвали попыткой переписать действующие соглашения и отказаться от взятых на себя обязательств. Таким образом шаткое перемирие, сохранявшееся в Донбассе с момента встречи лидеров "нормандской четверки" в белорусской столице 12 февраля, вновь оказалось на грани срыва. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что назрел "разговор в "нормандском формате", и обратился к министрам иностранных дел Германии и Франции с предложением срочно предпринять какие-то совместные шаги, чтобы "не допустить скатывания ситуации по наклонной плоскости". 

Что происходило на востоке Украины на протяжении последних недель и как стороны конфликта выполняли пункты минских соглашений - в материале ТАСС.

О чем договорились в Минске

В Минске 12 февраля завершились многочасовые переговоры лидеров стран "нормандской четверки" - президентов РФ Владимира Путина, Украины Петра Порошенко, Франции Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. По итогам встречи были согласованы два документа по урегулированию украинского кризиса. Речь идет о совместной декларации лидеров и комплексе мер, направленных на выполнение минских договоренностей от сентября прошлого года.

Как сообщил по окончании переговоров российский лидер, участникам встречи "удалось договориться о главном". Первым пунктом комплекса мер по выполнению минских договоренностей стало объявление режима прекращения огня в Донбассе с нуля часов по киевскому времени 15 февраля 2015 года. Другая важная договоренность - отвод тяжелых вооружений, который должен был начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Кроме того, было объявлено о мерах по долгосрочному политическому урегулированию ситуации. В частности, речь шла о том, что Киев должен определить список населенных пунктов в Донецкой и Луганской областей, которым будет предоставлен особый порядок самоуправления. Один из пунктов документа также обязывал стороны конфликта в Донбассе провести обмен пленными по формуле "всех на всех" не позднее, чем на пятый день после завершения отвода тяжелых вооружений.

Прекращение огня

Вступление в силу "режима тишины" на все территории востока Украины стало первым условием соблюдения минских договоренностей. Контроль за его выполнением был поручен представителям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее наблюдатели неоднократно фиксировали отдельные эпизоды нарушения режима прекращения огня. При этом представители организации признали, что в целом перемирие в Донбассе соблюдается. Как сообщил 5 марта ТАСС заместитель руководителя миссии ОБСЕ Александр Хуг интенсивность перестрелок значительно снизилась.

"В настоящее время режим прекращения огня в значительной мере соблюдается, кроме тех точек, где остается напряженность - к востоку от Мариуполя и аэропорта Донецка, - сказал он. - Но интенсивность столкновений не сравнима с той, что мы видели до 15 февраля".

За время действия режима прекращения огня стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в его нарушении. По оценке главы ДНР Александра Захарченко, "перемирие соблюдается процентов на 90". "Есть несколько проблемных точек - это Донецкий аэропорт, поселок Широкино и район города Горловка. То есть там, где непосредственно близкое противостояние, окопное, можно сказать, не более ста метров - там идет стрельба. Причем начинается она со стрелкового оружия, потом используются минометы", - отметил Захарченко.

В Киеве также заявили о снижении напряженности на востоке Украины. "Мы можем констатировать со сдержанной осторожностью, что идет деэскалация. Несколько дней мы не имеем боевых потерь - яркий пример деэскалации", - сказал президент Украины Петр Порошенко. По его словам, "режим прекращения огня нарушается в основном стрельбой из стрелкового оружия". При этом Порошенко признал, что за время прекращения огня украинские вооруженные силы рассчитывают усилить свою обороноспособность.

Отвод тяжелых вооружений

Согласно минским договоренностям, регламентирующим отвод тяжелой техники сторонами конфликта, подразделения вооруженных сил Украины должны были отводиться от фактической линии соприкосновения, а формирования ДНР и ЛНР - от линии, определенной минским меморандумом.

Власти провозглашенных республик объявили, что подразделения народной милиции и минобороны ЛНР и ДНР полностью завершили отвод тяжелых вооружений и техники на 1 марта. В свою очередь полпред провозглашенной ЛНР в контактной группе Владислав Дейнего обвинил украинских силовиков в том, что они отстают от графика отвода тяжелых вооружений. "Украина опаздывает на четыре дня, 7 марта - контрольная точка, когда украинская сторона должна была завершить отвод РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка У", - отметил Дейнего.

18 марта министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что Киев полностью выполнил условия минских соглашений по отводу тяжелого вооружения в Донбассе. "Все обязательства, которые возлагались на вооруженные силы, выполнены, вся техника, вооружение, которое подпадало под минские соглашения, выведено в районы сосредоточения", - сказал он, подчеркнув, что процесс выведения контролировался миссией ОБСЕ.

Тем не менее заместитель руководителя миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг отметил, что наблюдатели организации до сих пор не могут подтвердить отвод техники из-за недостаточной открытости как со стороны киевских силовиков, так и ополченцев Донбасса. "Мы пока не можем подтвердить полный отвод тяжелых вооружений из-за недостаточного сотрудничества с обеих сторон", - сказал он. По словам Хуга, представители ОБСЕ все еще сталкиваются со случаями препятствования их деятельности.

Обмен пленными

Принятый в белорусской столице комплекс мер, направленных на выполнение минских договоренностей, обязал стороны конфликта в Донбассе провести обмен пленными по формуле "всех на всех". Тем не менее с реализацией этого пункта соглашений возникли сложности.

Уполномоченный по правам человека провозглашенной ДНР Дарья Морозова 10 марта заявила, что ДНР готова отпустить всех пленных украинских военных, однако Киев "затягивает" этот процесс. Задержка оказалась вызвана, прежде всего, неразрешенностью вопроса с амнистией участников боевых действий в Донбассе. Для того, чтобы провести обмен пленными, украинским властям необходимо амнистировать каждого из них в индивидуальном порядке. "Неофициально у нас был разговор с представителями Киева. Ситуация такая. Подается заявление в прокуратуру о том, чтобы человека амнистировать. Прокуратура согласна, а суд отказывает", - пояснила Морозова.

Ситуация могла бы разрешиться, если бы Киев принял закон об амнистии участников боевых действий в Донбассе. Соответствующий документ был зарегистрирован в Верховной раде по инициативе "Оппозиционного блока", однако пока не был рассмотрен.

Кроме того, представители ополчения обвинили украинскую сторону в том, что она передает во время обменов людей, которых "в ДНР не знают и которые не значились в переданных республикой списках".

В свою очередь глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин заявил, что не все пленные могут быть амнистированы. "С самого начала было четкое видение, что амнистию заслуживают те, кто не совершал преступлений против человечности", - сказал он. По словам Климкина, для Киева существует большая разница между теми, "кто просто взял в руки оружие" и теми, "кто стрелял по мирным жителям в Мариуполе или другом городе". "Как все это (амнистия) будет происходить, нужно обсуждать, нужно привлекать соответствующие органы, сотрудничать в выявлении людей, совершивших преступления против человечности", - отметил глава МИД Украины.

Закон об особом статусе Донбасса

17 марта Верховная рада одобрила перечень районов Донбасса, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления. В соответствии с минскими договоренностями Киев должен был принять соответствующее постановления до 14 марта. Однако он не только сорвал сроки, но и внес существенные изменения в закон Украины " О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Изначально предполагалось, что закон вступит в силу со дня его публикации. Однако, согласно утвержденным поправкам, введение в действие основных положений закона об особом статусе Донбасса может произойти только после проведения в регионе внеочередных выборов, "проведенных в соответствии с конституцией Украины, этим и другими законами страны".

Согласно документу, на востоке Украины должны быть проведены "равные, свободные, прозрачные выборы" с обязательным соблюдением стандартов ОБСЕ. К избирательному процессу должны быть допущены международные наблюдатели, обеспечен "отвод всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины".

Рада также приняла постановление, которым провозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) признаны "временно оккупированными территориями". Согласно документу, этот статус будет действовать "до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований и военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и возобновления полного контроля Украины над государственной границей".

Эти законодательные инициативы были расценены в ДНР и ЛНР как попытка сорвать минские договоренности. Главы провозглашенных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в совместном заявлении отметили, что никакие компромиссы с Киевом невозможны до тех пор, пока не будут отменены "позорные решения" президента Украины Петра Порошенко и Верховной рады относительно особого статуса Донбасса.

В Москве поправки в закон об особом статусе Донбасса также встретили резкой критикой. В МИД РФ отметили, что внесенные в законопроект о статусе Донбасса изменения вводят никем не обсуждавшиеся условия и меняют суть минских соглашений. Развитие событий подтверждает, что Киев взял курс на отказ от ключевого принципа минского процесса - урегулирования конфликта в контакте с ДНР и ЛНР, подчеркнули в ведомстве.

23 марта стало известно, что 25 марта в Париже состоится встреча "нормандской четверки" на уровне политдиректоров, которая будет посвящена началу прямого диалога Киева с Донецком и Луганском по минским соглашениям. Ранее о необходимости таких переговоров заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. "Думаю, что назрел разговор в "нормандском формате", - отметил он. - Я обратился к министрам иностранных дел Германии и Франции с предложением срочно предпринять какие-то совместные шаги, чтобы не допустить скатывания ситуации по наклонной плоскости".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама