На Украине повышаются тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства
КИЕВ, 1 апреля. /Корр.ТАСС Михаил Мельник, Татьяна Токман/. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) повышаются с 1 апреля для жителей Украины.
Эксперты считают, что политика затягивания поясов, которую проводит правительство Арсения Яценюка, может обернуться катастрофой - поднятие тарифов на услуги ЖКХ окажется не по карману значительной части украинцев и вполне может вызвать протесты у населения.
Как изменятся цены
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКЭКУ), приняла решение о повышении с 1 апреля минимального тарифа на газ для населения в 3,3 раза, до 3,6 тыс. гривен за тысячу кубометров. По такой цене будут платить потребители, расходующие в месяц не более 200 кубометров газа, и только в период с 1 октября по 30 апреля.
Установлен и второй, основной, тарифный уровень - 7,188 тыс. гривен за тысячу кубометров. В такую сумму газ обойдется тем, кто в отопительный сезон, с 1 октября по 30 апреля, использует больше 200 кубометров в месяц, а также всем потребителям, независимо от расхода, в период с 1 мая по 30 сентября. При этом НКЭКУ не просто повысила тарифы, но еще и уравняла потребителей.
Ранее на Украине действовала тарифная сетка на газ для населения с разбивкой по объемам потребления. Если домохозяйство использовало до 2,5 тыс. кубометров газа в год, то платило по цене 1089 гривен за тысячу кубометров. При расходе до 6 тыс. кубометров - 1788 гривен, свыше 6 тыс. - 3645 гривен. Цена газа, используемого для приготовления пищи, составляла 1182 гривны за тысячу кубометров.
Учитывая, что стоимость газа для теплокоммунэнерго тоже повышается в 2,2 раза с 1 апреля - до 2 934 гривен за тысячу кубометров, а в структуре тарифа на тепло затраты на газ составляют в среднем 60%, на горячую воду - 50%, то цены на отопление вырастут на 72%, на горячую воду - на 60%.
Прогнозы экспертов
Сторонники повышения тарифов заявляют, что это не только требование Международного валютного фонда (МВФ), но и вынужденная мера, поскольку российский газ дорогой, а компания-монополист "Нафтогаз Украины" на грани банкротства и ее надо спасать. Но, как оказалось, МВФ не выдвигал прямого требования повышения тарифов на коммунальные платежи для населения, а ожидает от правительства Яценюка сокращения дефицита НАК "Нафтогаз" до ноля к 2017 году.
Читайте также
Новая антикризисная программа для Украины утверждена Советом директоров МВФ

По мнению экспертов, сократить дефицит "Нафтогаза" можно было бы путем кардинального снижения расходов этой госкомпании, значительная часть которых имеет коррупционную составляющую, а также перекрытием схем потребления коммерческими предприятиями дешевого газа украинской добычи, предназначенного для населения. Но, как считают эксперты, правительство под видом реформ предпочло в очередной раз залезть в карманы к своим гражданам.
Не нужно иллюзий, это не реформы. Снижение государственных расходов и замораживание доходов населения сами по себе не дают экономического роста, а являются только откладыванием текущих проблем в долгий ящик. Результативность выполнения целей меморандума с МВФ будет зависеть от эффективности борьбы с коррупцией и развития ситуации в Донбассе. Без достижения явных результатов по этим вопросам предпринятые меры приведут только к дальнейшему обнищанию населения, но не позволят привлечь инвесторов и обеспечить экономический рост
Правда, правительство обещает выделение субсидий, которые, во-первых, будет получить проблематично в условиях бюрократической системы страны, а во-вторых, их хватит далеко не всем нуждающимся. Так, кабинет министров пообещал выделить 24,5 млрд гривен ($1,13 млрд) на новую систему субсидий по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Эта система призвана компенсировать повышение тарифов, которое предварительно запланировано на апрель нынешнего года.
Как сообщила заместитель председателя парламентского комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Елена Бабак из фракции "Самопомощь", после повышения тарифов большая часть населения будет платить за коммунальные услуги больше 15% доходов и, соответственно, будет иметь право на субсидии. В целом же, по ее прогнозам, на субсидии будут претендовать 77% украинских семей.
"То есть, мы "перевернули" и опять положили все на бюджет", - прокомментировал такой путь компенсации тарифов с помощью субсидий директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Валентин Землянский. При этом, по его словам, "тот объем субсидий, который запланирован, недостаточный, и нам не предложили компенсаторный механизм в ответ на повышение тарифов". "Если у нас социальный дарвинизм, где выживает сильнейший, тогда вы скажите об этом прямо", - обратился он к украинским властям, предупредив, что "реакция населения будет соответствующей".
Говоря о реакции населения на повышение тарифов, не только Землянский, но и другие украинские эксперты имеют в виду новую волну социальных протестов.
"В нынешней ситуации условий для "Майдана-3" в разы больше, чем было год назад", - считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
"Часть людей может выйти на улицы, и, я думаю, власть к этому готовится", - заметил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, прогнозируя "коммунальный Майдан".
Спусковым крючком нового социального протеста может стать решение правительства ввести санкции за несвоевременную уплату услуг ЖКХ - пеню, отбор имущества и т.д.
"Люди будут сражаться за свое имущество и достаточно жестко, и среди них окажется немало тех, кто год назад выходил на улицу с несколько другими требованиями", - прогнозирует украинский экономист, руководитель проекта "Успешная страна" Андрей Блинов. Такое решение правительства - жестко наказывать неплательщиков - вполне может быть претворено в жизнь, так как, по прогнозам Блинова, уровень оплаты за услуги ЖКХ может упасть с 90% до 60%, "если правительство не справится с политикой субсидий".
Причиной падения уровня оплаты за услуги ЖКХ будет являться банальная неплатежеспособность населения. "От повышения тарифов государство не получит необходимых денег", - уверен Корольчук. Он напомнил, что в прошлом году население заплатило за коммунальные услуги около 36 млрд гривен ($1,5 млрд). По его словам, в этом году предполагается, что население должно дополнительно заплатить 50 млрд гривен ($2,1 млрд), учитывая новые тарифы, однако маловероятно, что население окажется настолько платежеспособным. "И эти долги будет брать на себя государство", - прогнозирует Корольчук.
Говоря о повышении тарифов и европейском уровне жизни, почему-то правительство забывает о том, что европейский уровень жизни - это еще и европейский уровень зарплат. При том уровне повышения цены на газ, которое есть на сегодняшний день, средняя зарплата на Украине должна составлять 18 тыс гривен ($760)
Невозможность населения платить по новым тарифам может иметь еще один риск - собственно, для жилищно-коммунального хозяйства. По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, если украинцы не смогут в полном объеме платить за тепло по новым тарифам, это приведет к коллапсу жилищно-коммунального хозяйства страны.
Несмотря на все угрозы повышения тарифов на Украине, эксперты не отрицают, что этот шаг был необходим, однако он не должен был быть настолько резким и кардинальным. "Тарифы необходимо было поднимать еще 10 лет назад, однако то, что мы сейчас видим, - это катастрофа: такое повышение тарифов - неподъемно для населения", - отметил Корольчук.
По мнению директора энергетических программ Землянского, "правительство самоустранилось от выполнения своей основной функции - проведения социальной политики внутри государства, поскольку подходить к формированию тарифов исключительно с точки зрения бизнес-модели для стабилизации финансового положения "Нафтогаза Украины" - это антисоциальная позиция". "Вопрос газа является вопросом социальным прежде всего, и только вторично - вопросом бизнеса", - отметил эксперт.


