Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Год в борьбе за статус: жизнь в республиках Донбасса на фоне конфликта с Киевом

11 мая 2015, 11:00 UTC+3
11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях состоялись референдумы о статусе регионов
Материал из 1 страницы
Пожар в жилом доме в селе Николаевка в результате минометного обстрела пригородных районов Луганска, июль 2014 года

Пожар в жилом доме в селе Николаевка в результате минометного обстрела пригородных районов Луганска, июль 2014 года

© ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях состоялись референдумы о статусе регионов. В ходе голосования "за" самоопределение в Донецкой области проголосовали 89,7% жителей, в Луганской - 96,2%. 12 мая 2014 года был провозглашен государственный суверенитет Донецкой и Луганской народных республик. 24 мая 2014 года премьер-министр ДНР Александр Бородай и глава парламента ЛНР Алексей Карякин подписали соглашение об объединении регионов в Союз народных республик - Новороссию.

Что происходило в народных республиках Донбасса на фоне политического и военного противостояния с Киевом  - в материале ТАСС.

Силовая операция Киева

О намерении провести референдум о статусе региона впервые было объявлено в Донецке 7 апреля 2014 года после того, как созданный в городе Республиканский народный совет объявил о суверенитете Донецкой народной республики (ДНР). В этот же день назначенный Верховной радой и. о. президента страны, спикер парламента Александр Турчинов объявил об организации антикризисного штаба в связи с ситуацией на юго-востоке страны. 

Через несколько дней в Донбассе начались первые вооруженные столкновения между отрядами ополченцев с одной стороны и подразделениями украинской армии и национальной гвардии - с другой. 27 апреля в Луганске, в условиях силовой операции Киева против сторонников федерализации страны, было объявлено о создании Луганской народной республики (ЛНР).

В мае-июне 2014 года украинские силовики продолжали боевые действия против ополченцев Донбасса. Города юго-востока Украины подвергались массированным артиллерийским обстрелам, которые сопровождались многочисленными жертвами среди мирного населения.  20 июня 2014 года в ходе поездки в Донбасс президент Украины Петр Порошенко представил план мирного урегулировании ситуации в восточных регионах. Однако уже через 10 дней боевые действия возобновились.

Летом 2014 года интенсивность конфликта на юго-востоке Украины постоянно возрастала. Украинские силовые структуры перешли от полицейских операций к полномасштабным боевым действиям с использованием тяжелой бронетехники и авиации.

К середине августа 2014 года украинским военным удалось установить контроль над Славянском, Артемовском, Краматорском, Мариуполем и побережьем Азовского моря, взять в частичное окружение Луганск и Донецк. Однако в августе вооруженные формирования ЛНР и ДНР предприняли контрнаступление и смогли потеснить правительственные войска.

История конфликта на юго-востоке Украины. Досье

Минские договоренности

3 сентября 2014 года президент России Владимир Путин предложил план урегулирования украинского кризиса. В качестве первых мер, которые необходимо предпринять для разрешения конфликта, глава государства назвал прекращение наступательных операций вооруженных сил и формирований ополчения юга-востока, а также отвод подразделений силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.

План Путина по урегулированию конфликта на Украине. Полный текст

5 сентября 2014 года в Минске состоялась встреча контактной группы по урегулированию ситуации на Украине (Минск-1), в которой приняли участие представители Украины, России, ОБСЕ, а также лидеры ДНР и ЛНР. Одним из итогов этого заседания стала договоренность о прекращении огня.  7 сентября ОБСЕ опубликовала протокол 12-ти совместных шагов по урегулированию кризиса. Отдельным пунктом было прописано обязательство киевских властей провести децентрализацию власти,  в том числе путем принятия закона "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", известного впоследствии как "закон об особом статусе Донбасса".

Несмотря на минские соглашения от 5 сентября, режим прекращения огня многократно нарушался, перестрелки на линии соприкосновения вооруженных формирований сторон продолжались, в том числе с применением артиллерии.

В январе 2015 года после нескольких месяцев относительного спокойствия ситуация снова обострилась. Украинские силовики начали наступление, пытаясь вернуть контроль над расположенным вблизи Донецка международным аэропортом. Обстрелам также подверглись жилые кварталы Мариуполя, а в районе города Дебальцево значительная группировка украинских войск попала в окружение.

С целью немедленного прекращения огня и урегулирования кризиса 11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча лидеров стран "нормандской четверки" - РФ, Украины, Франции, ФРГ (Минск-2).

По итогам переговоров, продлившихся более 16 часов, а также встречи контактной группы был принят комплекс мер по выполнению минских соглашений. Документ предусматривал прекращение огня с 00:00 часов 15 февраля, отвод тяжелых вооружений от линии разграничения, обмен пленных на основе принципа "всех на всех", а также другие меры по долгосрочному политическому урегулированию ситуации в Донбассе, в том числе введение в действие принятого ранее особого статуса ДНР и ЛНР.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Полный текст

После достижения минских договоренностей стороны конфликта неоднократно проводили обмен пленными. 6 апреля ДНР в одностороннем порядке передала украинской стороне 16 пленных киевских силовиков. По словам властей провозглашенной республики, это последние остававшиеся в плену у ополченцев украинские военнослужащие, в то время как Киев удерживает около 1,4 тыс. сторонников ДНР.

Перспективы будущего ДНР и ЛНР в составе Украины

После минских договоренностей от 12 февраля власти провозглашенных республик заявили о возможности сохранения Донбасса в составе Украины. Глава ЛНР Игорь Плотницкий отметил, что такое развитие событий возможно при условии соблюдения соглашений, достигнутых в белорусской столице. 

"Будем ли мы в составе Украины? Это будет зависеть от того, какая Украина будет. Та, которая сейчас есть, - нет, мы никогда не будем с такой Украиной в одном составе", - сказал лидер ЛНР.

Если же киевские власти проведут те реформы, которые предусмотрены в подписанном 12 февраля комплексе мер по выполнению минских соглашений, то это будет уже другая страна. Тогда - "возможно", сказал Плотницкий. "Посмотрим, чем это закончится и как", - пояснил глава республики.

"Наш народ высказался, мы провели референдум. Мы - за отделение от такой, нынешней Украины. Останемся ли мы в составе будущей, новой, обновленной Украины - покажет время. На сегодняшний день мы настроены на четкое, жесткое понимание того, куда мы идем", - заявил Плотницкий.

В свою очередь заместитель председателя народного совета провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Денис Пушилин также не исключил сохранения ДНР в составе Украины.

"При выполнении всех пунктов минских соглашений... Должна пройти конституционная реформа. Это (Украина) будет другое государство и другая конституция. Как это будет выглядеть - автономия или другая форма - будет решаться в переговорной форме и без оружия в руках", - сказал Пушилин.

Опрос о статусе ДНР

Большинство жителей провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) доверяют властям ДНР и не хотят жить в составе Украины. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного во второй половине февраля группой социологов при Донецком национальном университете. Лишь 19% респондентов видят будущее Донбасса в составе Украины, но только в качестве отдельного субъекта федерации с высоким уровнем политической и экономической самостоятельности. Большинство - 74,6% - не представляют для себя будущего в составе Украины.

Опрос в ЛНР: давление со стороны официального Киева отталкивает Донбасс от Украины

Закон об особом статусе Донбасса

17 марта 2015 года Верховная рада одобрила перечень районов Донбасса, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления. В соответствии с минскими договоренностями официальный Киев должен был принять соответствующее постановления до 14 марта. Однако он не только сорвал сроки, но и внес существенные изменения в закон Украины " О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Изначально предполагалось, что закон вступит в силу со дня его публикации. Однако, согласно утвержденным поправкам, введение в действие основных положений закона об особом статусе Донбасса может произойти только после проведения в регионе внеочередных выборов, "проведенных в соответствии с конституцией Украины, этим и другими законами страны".

Согласно документу, на востоке Украины должны быть проведены "равные, свободные, прозрачные выборы" с обязательным соблюдением стандартов ОБСЕ. К избирательному процессу должны быть допущены международные наблюдатели, обеспечен "отвод всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины".

Рада также приняла постановление, которым провозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) признаны "временно оккупированными территориями". Согласно документу, этот статус будет действовать "до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований и военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и возобновления полного контроля Украины над государственной границей".

Эти законодательные инициативы были расценены в ДНР и ЛНР как попытка сорвать минские договоренности. Главы провозглашенных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в совместном заявлении отметили, что никакие компромиссы с Киевом невозможны до тех пор, пока не будут отменены "позорные решения" президента Украины Петра Порошенко и Верховной рады относительно особого статуса Донбасса.

Российские политики об урегулировании конфликта

"Открыто и честно пригласить все политические силы"

В самом начале конфликта на востоке Украины Россия призывала Киев к тому, чтобы пригласить к участию в конституционном процессе все политические силы и все регионы.

"Чтобы конституционная реформа была более всеобъемлющей, а это необходимо, чтобы преодолеть кризис на Украине, должны участвовать все без исключения регионы с равным правом голоса. Мы будем настаивать на том, чтобы нынешние власти открыто и честно пригласили все политические силы и все регионы к участию в конституционном процессе", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров 2 апреля 2014 года.

"Нужно пойти на прямые контакты"

Президент России Владимир Путин по итогам переговоров "нормандской четверки" в Минске 12 февраля 2015 года выразил сожаление, что официальный Киев не идет на прямые контакты с властями провозглашенных республик.

"...К сожалению, киевские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик", - сказал он. "Даже несмотря на то что они непризнанные, надо исходить из реалий жизни", - считает президент. "И если все хотят договориться на долгосрочной основе выстроить отношения, то нужно пойти на прямые контакты", - убежден Путин. 

"Никто не ставит под сомнение, что это украинская территория"

 Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил 6 апреля, что Россия никогда не ставила и не ставит под сомнение принадлежность Донбасса Украине.

"Позиция России такова, что восточная часть Украины - это часть Украины в отличие от Крыма, который оказался в составе Украины в результате исторического казуса", - отметил глава думского комитета. Он добавил, что "никто не ставит под сомнение, что это украинская территория", и всем абсолютно понятно, что Россия не претендует на нее.

При этом Пушков подчеркнул, что российская сторона считает "своей задачей обеспечить интересы русского населения в этом регионе". В частности, по его словам, речь идет об особом статусе этой территории и безусловном праве на использование русского языка. "И если нам скажут, что это другая страна, то, посмотрите, как французы настаивали, чтобы были обеспечены максимально широкие права французского населения в Квебеке, и канадцам приходилось с этим считаться", - сказал парламентарий.

Последствия военных действий на востоке Украины

По последним данным, опубликованным ООН, число жертв конфликта в Донбассе с момента его начала превысило 6 тыс. человек. Более 15 тыс. человек получили ранения. "Миссия ООН по наблюдению за правами человека на Украине и ВОЗ считают, что реальное число погибших значительно выше", - отметили в Управлении по координации гуманитарных вопросов всемирной организации.

Согласно этому же документу, число внутренне перемещенных лиц в результате конфликта в Донбассе достигло 1 млн 152 тыс. Число украинцев, бежавших в соседние страны, составляет 747 тыс. человек. Из них 611 тыс. укрылись на территории России и 81 тыс. - в Белоруссии.

Как сообщил заместитель генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимонович, по состоянию на 4 марта, общее число жилых домов, разрушенных в ходе конфликта в Донбассе превышало 9,5 тыс. Около 150 тыс. жителей в одной только Донецкой области остались без воды, газа и электричества.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама