8 мая 2015, 10:08

Выборы в Великобритании завершились победой консерваторов

Лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон. EPA/ FACUNDO ARRIZABALAGA
Лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон

Прогнозировалось, что ни Консервативная партия, ни Лейбористская не наберут решающего большинства в 326 депутатских мандатов в 650-местной Палате общин, нижней палате парламента

ЛОНДОН, 8 мая. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Всеобщие парламентские выборы, состоявшиеся 7 мая в Великобритании, получили название самых непредсказуемых еще за несколько недель до того, как открылись избирательные участки. Такое определение они заслужили под влиянием многочисленных опросов общественного мнения, раз за разом убеждавших в том, что политический тупик неизбежен. Прогнозировалось, что ни правящая Консервативная партия, ни оппозиционная ей Лейбористская партия не наберут решающего большинства в 326 депутатских мандатов в 650-местной Палате общин, нижней палате парламента. Рисовались перспективы долгих переговоров о формировании коалиции и вплоть до повторных выборов уже в этом году. Результаты волеизъявления и вправду оказались непредсказуемыми - консерваторы одержали победу, и в ближайшие часы должны довести число гарантированных мандатов до 326, что будет означать решающее большинство.

Крах либеральных демократов

Таким образом, лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон останется у власти еще на пять лет. При этом на этот раз он сможет руководить страной, полагаясь лишь на своих соратников и без оглядки на Либеральных демократов - партию, которая с 2010 года входила с консерваторами в коалицию. На этот раз необходимости в таких альянсах нет, и Великобритания возвращается к традиционной схеме однопартийного правительства, которое в британской политической традиции считается более стабильным и устойчивым. Либеральные же демократы после пяти лет нахождения у власти пребывают в глубочайшем кризисе. 57 депутатов в предыдущем парламенте, 8 - в нынешнем. Цифры говорят сами за себя. "Со всей болезненной очевидностью ясно, что это была жестокая и карающая ночь для Либеральных демократов", - заявил лидер партии Ник Клегг. Судя по всему, теперь ему придется уйти с поста либдемов, а самой партии предстоит пройти через болезненный процесс поиска идентичности, померкшей в тени куда более мощного "старшего брата".

Неминуемая отставка Милибэнда

Незавидна судьба и лидера лейбористов Эда Милибэнда. Перед выборами источники в партии говорили о том, что с трудом представляют его на нынешнему посту, если отрыв от консерваторов составит более 15 мест. В итоге разница превысила 90 мандатов, потери по сравнению с предыдущими выборами - 48 мест, и, как иронично заметила одна из британских политических аналитиков, у Милибэнда теперь есть две возможности - подать в отставку сегодня или подать в отставку завтра. Третьего не дано. При этом лейбористы понесли поражение по всем фронтам. В парламент не сумели избраться такие ключевые фигуры, как теневой министр финансов Эд Боллс и теневой министр иностранных дел Дуглас Александр. Последний уступил свой пост 20-летней активистке Шотландской национальной партии (ШНП) в родном Глазго. И поражение это очень симптоматично, так как в целом отражает политическую катастрофу, которую лейбористы потерпели в Шотландии и в которой они, впрочем, не совсем виноваты.

Исторический триумф рычащего шотландского льва

Лейбористы, традиционно имевшие сильные позиции в Шотландии, попали под каток партии, выступающей за отделение от Великобритании. В прошлом году ШНП даже удалось организовать референдум по этому вопросу. И хотя инициатива была отвергнута это, как ни парадоксально, это дало огромный толчок популярности сторонников отделения и новой главе партии, первому министру Шотландии Николе Стерджен. Своих амбиций партия не скрывает. И заключаются они в том, чтобы "голос Шотландии был слышен в Вестминстере", дворце на берегу Темзы, в Лондоне, где заседают британские парламентарии. Сама Стерджен, 44-летний юрист из Глазго, к слову, не боролась за депутатский мандат, однако можно не сомневаться, что и без ее присутствия голос шотландских сторонников отделения будет хорошо слышен в британской столице. Показательно выглядит в этой связи предупреждение, с которым выступил бывший глава партии Алекс Салмонд. "Рычание шотландского льва не сможет игнорировать ни одно правительство, каким бы ни был его состав", - сказал политик. Успех сторонников отделения Шотландии, которые вряд ли отказались от идеи провести повторный референдум, но на этот раз с тем, чтобы победить на нем, был воспринят ведущими политиками со всей серьезностью. И не удивительно, что и Милибэнд, и Кэмерон в своих речах после объявления итогов голосования, заявили о важности сохранения единства Великобритании. В случае Кэмерона это был также и реверанс в сторону шотландцев. В течение долгих недель предвыборной кампании он пугал избирателей "коалицией хаоса" лейбористов с ШНП, и теперь премьеру необходимо попытаться наладить отношения с северным регионом.

Несовершенство избирательной системы

Еще одним результатом выборов стала демонстрация того, насколько мажоритарная избирательная система одномандатных округов оставляет "за бортом" мнение миллионов человек, так как заветное место в парламенте получает лишь один кандидат, а его оппоненты, равно как и избиратели остается ни с чем. Очень показательна ситуация с Независимой партией Соединенного Королевства /НПСК/. Получив 13% голосов избирателей, она, тем не менее, сумела провести в палату общин лишь 1 депутата, хотя при пропорциональной системе могла бы рассчитывать на 85 мандатов. А лидер партии Найджел Фараж, один из самых популярных политиков в стране и участник большинства теледебатов, даже не попал в парламент. Предложения изменить систему голосования раздаются давно, однако крупные партии не особенно заинтересованы отдавать свою монополию на власть, поэтому вряд ли эта система быстро изменится.

Выход из ЕС - Кэмерон держит слово

Теперь Кэмерон засядет за написание тронной речи королевы, выступления с отражением основных законодательных приоритетов нового правительства. Ее монарх Елизавета II зачитает во время обращения ко вновь избранному парламенту 27 мая. Одним из первых актов нового законодательного органа станет объявление референдума о выходе из Европейского союза. Это было одним из главных обещаний Кэмерона, благодаря которому он пытался, прежде всего, переманить членов партии НПСК. Имея большинство в парламенте, премьер-министр может не опасаться, что плебисцит будет отвергнут оппозицией. А вот будет ли такой шаг экономически выгоден для самой Великобритании - другой вопрос. Дебаты на эту тему будут вестись явно не один месяц и лейбористы, выступающие против разрыва отношений с Брюсселем, скорее всего, используют этот повод для консолидации сил и подготовке уже к выборам 2020 года. С надеждой, что они станут такими же непредсказуемыми, но уже в их пользу.