29 июля 2015, 21:47,
обновлено 29 июля 2015, 22:31
Расследование крушения Boeing в Донецкой области

"Мы должны избегать политизации этого дела": в СБ ООН заблокировали резолюцию о трибунале

Зураб Джавахадзе/ архив ТАСС

Россия, обладающая правом вето в Совбезе ООН, заблокировала проект резолюции об учреждении международного трибунала по расследованию крушения Boeing на Украине

29 июля Совет Безопасности ООН не принял резолюцию о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине.

За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с другими странами, проголосовали 11 стран-членов СБ, что достаточно для одобрения резолюции. Однако Россия воспользовалась правом вето и заблокировала ее принятие. Еще три страны - Ангола, Венесуэла и Китай - при голосовании воздержались.

Как на результаты голосования отреагировало мировое сообщество - в материале ТАСС.

Международный трибунал. Досье

"Политико-пропагандистские цели для них оказались более важными"

Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин отметил, что авторы проекта резолюции "отказались действовать в духе сотрудничества, поставили его на голосование, заранее зная, что это не приведет к положительным результатам".

"По-нашему мнению, это указывает на то, что политико-пропагандистские цели для них оказались более важными, чем практические", - отметил дипломат.

Постпред РФ подчеркнул, что авиакатастрофа Boeing под Донецком в июле 2014 года не может квалифицироваться как угроза международному миру и безопасности, а также напомнил, что уничтожение в 2001 году украинскими ВВС российского самолета не привело к созданию трибунала.

Чуркин также заявил, что Россия готова продолжать содействовать расследованию обстоятельств авиакатастрофы, подчеркнув, что решение РФ проголосовать против проекта резолюции "не имеет ничего общего с поощрением безнаказанности".

"Россия готова продолжать содействовать проведению полного независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера с опорой на положения резолюции СБ 2166 (от 2014 года) в целях выявления виновных и их последующего наказания", - констатировал дипломат.

"Инициаторам этой акции нужна конфронтация"

Инициаторы создания трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing на Украине в действительности стремились к конфронтации и истерии, а не к выявлению истины.

Такое мнение высказал журналистам первый замруководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме, член ее комитета по обороне Франц Клинцевич.

Инициаторам этой акции (попытки создания трибунала) нужна конфронтация, а не диалог, нужна истерия, а не выяснение истины. Против России запущен новый виток информационной войны
Франц Клинцевич

По его мнению, "произошло то, что и должно было произойти, и здесь к России нет никаких вопросов".

"Никакое вето не станет на пути расследования преступления"

Решение России подвергли критике ряд стран-членов Совбеза, в том числе постпред США Саманта Пауэр, которая назвала решение России наложить вето "трагедией".

"Никакое вето не станет на пути расследования этого ужасного преступления. Никакое вето не поколеблет наше обязательство перед вами, чтобы обеспечить вам и вашим родным достойное правосудие", - сказала она.

"Малайзию не остановит то, что произошло сегодня"

Министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай заявил, что страна изучит возможные механизмы для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing на Украине после того, как Совет Безопасности ООН не смог принять резолюцию о создании трибунала для этих целей.

"Я хочу подчеркнуть, что Малайзию не остановит то, что произошло сегодня", - сказал он, сообщив, что страна продолжит усилия и консультации с заинтересованными странами.

Нидерланды не успокоятся, пока "правосудие не свершится"

Глава МИД Нидерландов Берт Кундерс пообещал, что голландская сторона "не успокоится, пока все факты не будут установлены и правосудие не свершится". Он также заявил, что "очень глубоко разочарован" решением России заблокировать принятие резолюции Совбеза.

По словам министра, создание трибунала стало бы лучшим способом призвать виновных к ответу и не согласился с утверждением, что это приведет к политизации процесса. Кундерс также добавил, что Нидерланды совместно с Австралией, Бельгией, Малайзией и Украиной, ведущие совместное уголовное расследование авиакатастрофы, продолжат совместно искать способы добиться правосудия.

"Результаты говорят сами за себя"

Президент Украины Петр Порошенко прокомментировал итоги голосования на своей странице в Facebook. Он пообещал наказать виновных в крушений малайзийского Boeing.

"Результаты говорят сами за себя. Но Украина на этом не остановится. Виновные обязательно должны быть наказаны. Это наш долг перед погибшими и их родными", - написал президент.

"Мы бы не хотели, чтобы страдания жертв использовались в политических целях"

Совет Безопасности ООН не уполномочен создавать трибунал по делу об авиакатастрофе, так как этот инцидент не представляет угрозу для международного мира и безопасности, а его расследование не завершено, заявил постоянный представитель Венесуэлы при всемирной организации Рафаэль Рамирес.

Наряду с дипломатами Китая и Анголы он воздержался при голосовании по соответствующему проекту резолюции.

"Мы бы не хотели, чтобы этот ужасный инцидент и страдания жертв использовались в политических целях, - сказал дипломат. - Мы считаем, что Совет Безопасности не обладает компетенцией для создания международного трибунала или специального уголовного трибунала (по этому делу - прим. корр.)".

По его словам, в предложенном Малайзией в соавторстве с другими странами проекте резолюции "есть политические элементы, которые могут подорвать доверие между сторонами, которое необходимо для того, чтобы надлежащим образом содействовать продолжающемуся расследованию", - сказал дипломат. "Описание этого инцидента в качестве "угрозы международному миру и безопасности" необоснованно. Это политизирует отношение к этому делу, которое находится в стадии технического расследования", - подчеркнул Рамирес.

Он также указал, что содержащаяся в документе ссылка на главу VII Устава ООН "выходит за политические и юридические рамки резолюции 2166", которая была принята через несколько дней после авиакатастрофы и потребовала проведения независимого и транспарентного международного расследования инцидента.

Мы должны избегать политизации этого дела в Совете Безопасности и продолжать ведущиеся сейчас расследования, которые, как мы надеемся, приведут к результатам, способным привлечь виновных в этом ужасном инциденте к правосудию
Рафаэль Рамирес

"Учреждение трибунала - преждевременное решение"

Ангола убеждена, что учреждение трибунала до поступления результатов расследования катастрофы было бы преждевременным шагом.

"Учреждение трибунала - преждевременное решение. Наиболее приемлемым вариантом действий будет дождаться результатов расследования. Мы сожалеем, что СБ не смог прийти к компромиссу по этому вопросу", - сказал представитель делегации страны при ООН Жуан Жимульека. По его словам, принятая после авиакатастрофы резолюция "продолжает оставаться применимой правовой основой для международного сотрудничества в интересах полного и независимого расследования" инцидента.

Аналогичную позицию высказал и постоянный представитель Китая при ООН Лю Цзеи. По его словам, принятие документа само по себе не помогло бы установить факты и привлечь виновных к правосудию, а также не облегчило бы страдания семей жертв. Кроме того, дипломат раскритиковал авторов идеи за решение вынести ее на рассмотрение Совбеза. "Если бы Совету удалось добиться консенсуса относительно дальнейших шагов, это послало бы позитивный сигнал международному сообществу, продемонстрировало бы единство в этом вопросе, - сказал дипломат. - Но в ситуации, когда проект резолюции вызывал серьезную озабоченность у некоторых членов Совета, постановка его на голосование привело бы только к расколу среди членов Совета".

Россия "злоупотребила правом вето"

Глава МИД Украины Павел Климкин обвинил Россию в том, что она "злоупотребила правом вето" и заявил, что Киев не теряет надежды "создать эффективный механизм для того, чтобы правосудие восторжествовало".

По его словам, применение "сложного и мощного оружия против гражданского самолета представляет угрозу международной гражданской авиации и международному миру и безопасности". "Единственно возможный путь предотвратить такие действия в будущем - без промедления наказать ответственных. В этой ситуации Совет Безопасности должен действовать по главе VII Устава ООН", - защищал он положения отклоненного проекта резолюции.

Климкин утверждал, что Россия "боится правды" и поэтому "стоит не на той стороне". После этого он процитировал Евангелие от Иоанна: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными".

Крушение Boeing под Донецком

Пассажирский Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов.

Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

В начале сентября прошлого года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал доклад с промежуточными результатами работы следственной комиссии, согласно которому авиалайнер развалился в воздухе из-за попадания в него множества объектов на большой скорости, при этом неполадок в системах лайнера или ошибок экипажа зафиксировано не было.