ООН, 11 августа. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Соединенное Королевство, являющееся постоянным членом Совета Безопасности ООН, поддерживает предложение Франции о добровольном отказе от применения права вето в случаях, когда требуется принятие срочных мер для пресечения массовых преступлений. Об этом заявил в интервью ТАСС постоянный представитель страны при всемирной организации Мэттью Райкрофт.
"Мы поддерживаем принцип, на котором основана французская инициатива. Мы не можем представить себе ситуацию, в которой Соединенное Королевство воспользовалось бы правом вето и заблокировало принятие мер в ответ на массовые бесчинства", - сказал собеседник агентства. По его словам, "неурегулированным вопросом" остается реализация этой идеи на практике "при поддержке других постоянных членов Совета Безопасности".
Британский дипломат напомнил, что его страна в последний раз пользовалась правом вето в 1989 году, когда рассматривался проект резолюции, требовавший от США немедленно прекратить военное вторжение в Панаму. Вместе с Соединенным Королевством против этого документа проголосовали и Соединенные Штаты. "За каждое вето приходится расплачиваться. Некоторые из них нанесли вред репутации и позициям страны, которая пользовалась этим правом", - утверждал Райкрофт.
"Споры в СБ ООН по острым темам не влияют на решение других вопросов"
Разногласия между членами Совета Безопасности в подходах к урегулированию острейших проблем международной повестки, в том числе конфликтов на Украине и в Сирии, не влияют на работу по другим направлениям, заявил Мэттью Райкрофт.
"Есть вопросы, по которым мы не соглашаемся, зачастую выражая это вслух, а иногда - накладывая вето. Однако я считаю, что все члены Совета подходят к каждой проблеме по отдельности. Мы не позволяем нашим разногласиям влиять на работу по тем направлениям, по которым мы соглашаемся. Вопросов, которые объединяют нас, намного больше, чем тех, которые нас разделяют", - сказал дипломат, вступивший в должность около трех месяцев назад.
По его мнению, самая главная проблема, с которой столкнулась ООН - это кризис дееспособности. "На сегодняшний день в мире слишком много вызовов, в том числе конфликты в Сирии, на Украине, ближневосточный мирный процесс, в отношении которых Совет Безопасности не смог предпринять действия из-за внутренних разногласий. Это привело к продолжению страданий невинных людей, а также к тому, что некоторые люди ставят под сомнение ценность работы, которую проделывает ООН. Но я считаю, что в Совете Безопасности есть намного больше объединяющего, нежели разъединяющего, и, надеюсь, что мы сможем это продемонстрировать за то время, пока я нахожусь в Нью- Йорке", - отметил собеседник агентства.
С предложением добровольно ограничить применение права вето выступил в 2013 году президент Франции Франсуа Олланд. Европейская страна является постоянным членом Совбеза, наряду с Россией, Великобританией, Китаем и США.
Идея Франции не предполагает внесения формальных изменений в Устав ООН - вместо этого предлагается задействовать специальную процедуру: по запросу по меньшей мере 50 стран генеральному секретарю предстоит провести оценку ситуации, вносимой на рассмотрение Совбеза. В случае, если совершенные деяния будут квалифицированы в качестве серьезных правонарушений повсеместного характера, например, геноцида или военных преступлений, будет задействовано "джентльменское соглашение", которое подразумевает добровольный отказ от применения права вето. При этом инициатива предполагает, что этот механизм не будет функционировать в случаях, когда затрагиваются национальные интересы хотя бы одного их постоянных членов СБ.
Москва выступает против внесения каких-либо изменений в порядок использования права вето, которое позволяет постоянным членам СБ блокировать принятие резолюций, даже, если они набирают необходимое большинство голосов. "Это право закреплено в Уставе ООН, а изменить Устав в этой части я каких-либо шансов не вижу, - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в штаб-квартире организации в сентябре прошлого года. - И не только потому, что это позиция России".
В июле Россия наложила вето на два крайне противоречивых документа СБ ООН: один из них касался 20-й годовщины бойни в Сребренице, второй - предусматривал создание трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине, классифицируя этот случай в качестве "угрозы международному миру и безопасности".